1Восточные славяне в древности: расселение, хоз-во, верования. Проблема происх. Древнерусс гос-ва - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение 9 1940.47kb.
1. Русь древняя и средневековая (V – рубеж xvi–xvii веков) 1 290.36kb.
Программа вступительного экзамена по Истории 1 317.66kb.
Программа по истории России Раздел 1 Древнейшее прошлое славян, возникновение... 3 507.87kb.
2. Восточные славяне до образования государства: происхождение, расселение... 5 1059.47kb.
Вопросы к экзамену древние славяне: расселение, род занятий, верования 6 1124.96kb.
Вопросы по дисциплине история россии для итоговой формы контроля... 1 55.69kb.
Восточные славяне в древности. Возникновение государственности у... 1 214.52kb.
История история россии с древности до XV в. Народы и государства... 1 193.01kb.
Шпаргалка по истории 8 1188.73kb.
Понятие организационно-правовой формы юл 1 71.42kb.
70. Мировая, европейская, национальная валютные системы и их взаимодействие... 1 38.48kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1Восточные славяне в древности: расселение, хоз-во, верования. Проблема происх. Древнерусс - страница №1/11

БИЛЕТ № 1.

1Восточные славяне в древности:расселение, хоз-во, верования. Проблема происх. Древнерусс. гос-ва.


2. Религиозная и идеалогическая модернизация стран Востока в XX века .

3. МПИ как наука: предмет, задачи и осн. факторы.

Исходной позицией для рассм-я истории славян как считает Рыбаков надо считать п/д отделения слав-ой яз-ой семьи от общего индоевроп-го массива, который датируется сер II тыс. до н.э. Предки славян – праславяне. Вычленение праславян из индоевроп-го массива б рез-ом рассел-я, перемеш-я, слив-я племен. В сер II тыс. до н.э. шел процесс консолидации осевших родственных племен в большие этнические группы. Одной из них и б праславяне. Ранние соч-я не упоминают ни одного названия племен славян. Сведения о слав скрываются под этнонимами.

1-ые упоминания о славянах в письмен источ-х – «Естественная история» Гая Плиния Старшего. В нем гов-ся о пленение венедов. Венеды – это насел-е висло-одерского междуречья. В 19 в Суровецкий заявил, что венеды-это и есть слав. Позже Шахматов опроверг эту т.з., заявив, что нет основания отождествлять эти два понятия. В сер. I тыс. н.э. сведения о славянах уже более обширные и точные. В 50-е гг. 6 в на земли Сев Причерноморья, которая в 5 – 6 в были колонизированы славянами вторглись авары и именно они стали той силой, которая привела в движение слав племена.

С сер 6 в слав попадают в поле зрения зап хронистов и арабо-язычных авторов. 1-ые сообщения о слав-х, как самостоят-ой группе сод-ся в трудах Иордана (готский историк). Он писал, что к сев от р. Вистулы на огром пространстве обитает племя венедов. Хотя назв-е этих племен меняется в зависимости от их обитания.

Араб авторы знали только русов. Их соч-я относятся к 9-11в. Арабы писали о торговцах русах, которые по Дону приходили в Хазарию. Ибн Русте: русы очень смелые, носят шаровары и их связывают у колен. Среди русов много вероломства.

Араб авторы отожд-ют землю русов с областью оз.Ильмень. Соч-я араб авторов 10в сод-т инф-цию о столкновении русов и хазар. Т.о., сущ-ет много предположений относительно русов. По мнения историков арабы называют русами ни один и тот же народ.

1. Происхождение славян

Сущ-ет немало гипотез об их происхождении. Все теории можно ÷ на 2 группы:

1) 1 т/з славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Славяне коренное нас-е сев Поднепровья, бас-на р. Припять. Основные концепции происхождения славян. Нестор: прародина славян нижнее теч-е Дуная и Подонья, оттуда они начали свое расселение. Дунайскую прародину славян признавал и Соловьев. Ключевский считал прародину славян Прикарпатье.

Нидерле: прародина славян расположена севернее Карпат и объясняет это тем, что венеды жили между балт морем и венедскими горами (Карпаты), территорию Придунавья они заняли в течении Iтыс. н.э.

Шахматов: славяне, так же как и балтийцы яв-ся автохтонами прибалт-го края. Балт-ая общность распалась на балт-ую и слав-ую. Было две прародины славян: 1-балтийское побережье(нижнее течение реки Неман и Зап. Двины); 2-берега реки Висла.

миграционные теории. Восточнослав-ая ветвь выделилась в I в н.э из общеслав-ой группы восходившей к индоевроп-ой слав-ой общности. П/е ее выделения идет миграция на восток в связи с великим переселением. Общеслав-ая прародина – бас-н р. Вислы или Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. (Дунайская-Соловьев, Ключ-й; Прибалтийская- Ломоносов, Кузьмин). Их название чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, поляне – живущие в поле; древляне – живущие в лесах) или названия реки (например, бужане – от реки Буг, мораване – от реки Моравы). Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три основные ветви: восточные, западные и южные. На территории Восточно-Европейской равнины, как известно из летописных источников, к VIII – IX векам сложилось 12 славянских союзов племенных княжеств

3. Занятия древних славян


-земледелие. (подсечно-огневым и переложным); животноводство (белку, куницу, соболя); бортничество; рыболовство. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.

Основной торговная дорога- путь "Из Варяг в Греки" (водный путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию).: Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.

Еще не зная грамоты, славяне имели некоторые сведения об арифметике, хронологии. Наблюдая времена года, делили его на 12 месяцев: просинец (январь) - от синевы неба.. “сечень” (февраль); “сухий” (март); “березол”(апрель) - от березовой золы; травный (май); изок (июнь) - от какого-то древнего названия птички; червен (июль) – видимо, от красных плодов и ягод; зарев (август) - от зари или от зарницы; рюен, или ревун (сентябрь) - от рева зверей; листопад (октябрь); груден (ноябрь) - от груд снега или мерзлой грязи; студеный (декабрь).

Религия. Язычество - это система первобытных верований, основанных на обожествлении окружающей среды и политеизме.Этапы язычества 1 этап - представления об упырях и берегинях; 2 этап - культ Рода и Рожаниц (Лады и Лели) - земледельческий этап ;3 этап - многобожие и впоследствии культ Перуна.

Возникновение государства. Нет в истории Рос вопросов, которые бы вызывали столько споров, чем вопрос «откуда пошла земля русская», кто такой Рюрик и варяги отождествляемые с Русью. Еще Байер считал, что варяги – это название скандинавов, давших государс-ть Руси. Именно Байер заложил основу норманнской теории(Байер, Шлецер, Миллер)-опираясь на летописное известие о призвании варягов, утверждали, что именно они принесли на слав земли госуд-сть. Т.з. антинорманнистов (Ломоносов) - отрицали какую-л созидательную роль варягов и всячески подчерк-ли слав-ое происхож-е Др.рус гос-ва. Попов: утверждал, что варяги явились на Русь из северогерм-х земель и исполняли здесь роль наемников. Рыбаков полагает, что к тому моменту, когда на сев слав-х земель появ-сь варяги, в среднем Поднепровье уже слож-сь Киев. Русь. Варяги-пришельцы не овладели рус городами, а ставили свои лагеря рядом с ними. Он признает реальность Рюрика, но сомневается в– Синеусе и Труворе. Рыбаков считает, что в рус историч-ой лит-ре 11в. сущ-ли и боролись 2 взгляда на происхождение Рус гос-ва. Согласно 1, центром Руси и собирателем слав-х земель яв-ся Киев, согласно 2 – Новг-д. С этим и связанно наличие 2-х легенд. Для Новг-цев – это призвание варяг (Рюрика, Синеуса и Трувора), для Киевлян – призвание Кия с братьями. Но как отмечает Нестор в ПВЛ княж-ая вл-ть в Киеве оказалась не только пришлой, но и запятн-ой кровью, т.к. Олег приплывший из Новг-да убивает Аскольда и Дира.


Больш-во ученых поддерж-ют мысль академика Грекова о феод-ом хар-ре Др.рус гос-ва, т.к. развитие феод-х отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в соц-эк-ом развитии Др. Руси.

Пол-й строй Др Руси хар-ся как раннефеод-ая монархия. Во главе гос-ва стоял вел-й князь. Он имел при себе думу из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а т.ж. аппарата управл-я, кот-й ведал сбором дани, судеб-и делами, взысканием штрафов.

Князья отдельных земель находились в вассальной завис-ти от вел князя. В раннефеод-ом общ-ве выделилось 2 осн-х класса – кр-не (смерды) и феодалы. Смерды ÷ на свобод-х общинников и завис-ых. Своб-е имели свое натур-ое хоз-во, платили дань и яв-сь для феод-в источ-ом пополнения категории зависимых людей. Завис-е насел-е сост-о из закупов, рядовичей, изгоев, припущенников и холопов. Закуп-попадал в завис-ть взяв купу (долг). Рядович- п/е заключ-я ряда (договора). Изгои–обедневшие выходцы из общины, а припущенники – вольноотпущенные рабы. Нормы раннефеод-го права нашли отражение в Рус Пр. Рус Пр б кодексом др. рус-го феод-го права В ст. Рус Пр гов-ся об установлении права феод-ой собст-ти не т/о на землю и угодья но и на движ-е имущ-во коней орудия производства и др. Для эпохи предшеств-ей Рус Пр хар-ым объед-ем сел-го нас-я б сосед-я община-выросла из сем-й .

Важн знач-е для Руси имело принятие хр-ва. Крещ-е Влад-ра – поворот-й момент хр-ции Руси, но сама хр-ция произошла не сразу, она растянулась, (Бахрушин) на 10летия. Крещ-е оказало влияние и на к-ое разв-е Руси. Тихомиров книж просвещ-е на Руси связывает с распростр-ем хр-ва.



Князья: 882 – 912 гг. Олег. Объед-л б часть восточнослав-х земель, образование Др.рус гос-ва - Киев Руси; поход на Констан-ль в 907 г. 912 – 945 гг. Игорь. Отразил набеги кочев-в-печенегов; 941(неуд.) и 944(выгод. дог) гг. походы на Визан-ю; 945 г. при сборе полюдья с древлян был убит. 945 – 964 гг. Ольга. Отомстила древлянам за смерть мужа, учредила уроки( размер дани) погосты(место сбора дани), в 957 г. поездка в Виз-ю и принятие хр-ва (Елена). 964 – 972 гг. Святослав. В 964 – 966 гг. покорил вятичей, разбил волжских булгар; 965 г. разгром Хазарского каганата; 980 – 1015 гг. Владимир.980 Языч-я реф-а; 988 г. принятие хр-ва, крещ-е Руси. 1036 – 1054 гг. Ярослав Мудрый. 1036 г. поражение печенегов под Киевом; создатель «Рус Пр».

2. XX век - век радикальных сдвигов, сопряженных с "пробуждением" народов Востока, век обретения ими политической независимости и активного вовлечения в систему мирового хозяйства. Это век вызова традиционным идеалам, век сомнений в ценностях национальной культуры, век пересмотра устоев жизни, в том числе и духовных. Модернизация – процесс движения доиндустриальных обществ, основанных на традиционных типах социальности, к тем экономическим и политическим системам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых стран капитализма. Таким образом, модернизация означает, прежде всего, рост возможностей применять современную технологию в важнейших сферах материального производства, расширение современных форм потребления, но вместе с тем создание условий (социальных, политических и культурных) для развития нового производства. Она означает и освоение новых типов духовности (нового мышления) в сферах, связанных с новыми формами производственной деятельности.

К числу важнейших факторов модернизации в культурной сфере относятся следующие: дифференциация духовных систем и ценностных ориентаций, секуляризация (в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению) и плюрализация (придание чему-л. характера множественности, разнообразия на основе принципов плюрализма) общественного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие масс-медиа.

Общества восточной (азиатской) формации были способны достичь более высоких ступеней развития лишь под воздействием социальных организмов вышестоящих формаций. Последними по сути явились капиталистические страны Запада, которые в ходе колонизации Востока объединили большую часть человечества в единый капиталистический мир – систему. С середины XX века на основе сращивания экономик стран этой системы началась трансформация их в единый сверхорганизм, то есть глобализация. Хотя процесс глобализации не привел к ликвидации отдельных государств, его влияние на них стало определяющим. Так, центр глобальной системы капитализма (Запад или страны «золотого миллиарда», эксплуатируя периферию этой системы (государства зоны зависимого капитализма)), обрек ее на стагнацию и маргинализацию. Это основное, глобальное противоречие нашей эпохи породило глобальное классовое противоборство центра и периферии. Антизападная борьба периферии невозможна без формирования определенной идеологии. Как и в других регионах развитие идеологии современного Востока является сложным, противоречивым. Основные причины этого – несовпадение интересов различных классов, социальных групп, этносов, конфессий, стран, регионов Востока, а также противоречивый характер процесса заимствования востоком культурной эстафеты от более развитого Запада. Ведь не желая быть объектом эксплуатации Запада, население Востока стремиться ныне сравняться с народами «золотого миллиарда» в развитии экономики и уровне жизни, то есть вестернизироваться, модернизироваться. Необходимым условием вестернизации выступает заимствование у Запада достижений научно-технической революции и многих других ценностей. В ходе этого заимствования на Восток проникает и чуждая его традициям идеология. Однако развивающиеся страны, желая во многих отношениях жить «по западному», достичь вершин материальной культуры Запада в процессе догоняющей модернизации, опасаются, что западная идеология станет орудием разрушения духовной культуры его народов, средством их идеологического закабаления, то есть очередной формой неоколониализма. А так как противостояние идеологии центра, включая прогрессивную, происходит под лозунгом сохранения традиционных духовных ценностей периферии, процесс вестернизации Востока облекается в неадекватные идеологические одеяния. Например, реальные интересы эксплуатационных масс и национальной буржуазии «третьего мира» требуют освобождения от гнета западных неоколонизаторов и их отечественных союзников (компрадоров, коррумпированного чиновничества, квазифеодалов, мафии). Традиционные же духовные ценности Востока деформируют эти интересы до неузнаваемости. В итоге борьба модернизирующегося «третьего» мира за сохранение своих традиционных ценностей порождает националистические идеологии в форме расизма («черного», «желтого» и др.), немарксистского социализма, религиозного фундаментализма (исламского, индуистского и т. п.), светского милитаризма и т. д.

В заключение хочется добавить, что если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.

3.Слово методика происх от греч. методос способ познания. МПИ – педагог. науч. дисциплина, исслед. процесс обучения истории с целью использов-я его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности образов-я, восп-я и развития подраст. поколения. Предметом явл. пр-сс обучения истории с его закономерностями и связями с др науками. МПИ разрабатывает содерж-е, организацию и методы обуч-я в соотв-вии с возра-тн. особ-ми учащихся. МПИ изучает учеб. деят-сть у-ся в связи с целями и содерж-ем обучения. Цели преподавания определяют содерж-е обуч-я. В соответствии с целями и содерж-ем избирается оптимальная организация преподавания и учения.

Определение целей д/но учитывать развитие учащихся, их знания, умения. Поставленные цели д.б. достижимы. Обязат-ный компонент пр-са обучения – содерж-е. МПИ как наука призвана ответить на след-шие практические вопросы: зачем учить, т.е.какие цели нужно и можно ставить с учётом возра-стных особенностей учащихся и в соответствии с конкретными возможностями школьн.курсов. Чему учить? т.е. каков оптимальный отбор содерж-я и какова его стр-ра, чтобы с наибольшим успехом осуществить цели обучения

БИЛЕТ №2.


  1. Культура Древней Руси: ремесло, уст. нар. творч, лит-ра, архитек-ра, живопись.

  2. Экономическое развитие стран Востока во второй пол XX века.

  3. Методы научного исследования методики обучения истории.

1.Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве — фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины — героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.
    
     С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей — азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X—XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги — «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI—XIII вв. в обращении находилось 130—140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Древнейшая из дошедших до нас летописей — «Повесть временных лет» — создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», — уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».


    
     Из произведений ораторско-публицистическо-го жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

архитектура и живопись. Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI—XII вв. (разрушенная в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда — куполами. В алтарной части — полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработаннал византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы — живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суз-дальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Бого-любская Божья Матерь».
     К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия — все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.

2.Экономическое развитие стран Востока во второй по­ловине XX в. происходило противоречиво и неоднозначно. Ко­нечно, и раньше восточный мир не был единым и однообразным. Он всегда разделялся по уровню развития, культуре, религиям и многому другому. Но при этом всегда было нечто общее, что от­личало Восток от Запада. Это общее — господство командно-ад­министративной системы в экономике, приниженная роль не­свободной частной собственности, зависимый и слаборазвитый рынок, бесправное положение подданных.



Термин деления Восток и Запад размеживается. Три основные модели современного Востока:

1. японская (страны Дальнего Востока). Для них характерно полное, практически абсолютное господство свободного рынка с кон­куренцией выходящих на него частных собственников. Велика здесь и патронирующая роль государства, и контролирующая роль системы налогов, пошлин, банковских процентов и учетных ставок, и т. д. Южная Корея, которая превра­тилась в демократическую страну. Автократическое государство стало отходить на задний план, уступая место более подходящим для эффективного функционирования ры­ночной экономики демократическим институтам. Именно феномен синтеза и является определяющей характеристикой стран первой модели.

2. индийская (Индия, многие страны Юго-Восточной Азии, от Таиланда до Индонезии, а также ряд стран ислама (Турция, отчасти Пакистан, Египет и др.)). Это страны, успешно развивающихся по капиталистическо­му пути, но при этом далеко еще не перестроивших свою традиционную внутреннюю структуру. Характерен феномен симбиоза - сохраняется какая-то грань, незримо, но жестко отделяющая одних, перепрыгнувших через барьер традиции, от других, которым пока что не удается это сделать. Элементы европейской струк­туры постепенно превращаются в ведущую идейно-институциональ­ную основу успешного развития.

3. африканская Афгани­стан и Бангладеш, а также другие бедные страны Азии, как Лаос, Камбоджа, Бирма и т. п. Для стран, типичны отставание и кризис. Капиталистическая структура имеет весомые позиции в экономике, отсталая, а то и полупервобытная периферия здесь много более значима и практически задает тон. Страны африканской модели в большинстве своем обречены на отставание. Причины: низкий исходный уровень раз­вития, отсутствие либо слабость имеющегося религиозно-цивилизационного фундамента, и скудость природных ресурсов.

Перспективы: М.М.Голанский: отметив стремительное исто­щение земной биосферы и потерю ею свойств самовоспроизводства, подчеркнул, что огра­ниченность природных ресурсов Африки тем не менее повышает их ценность и континент со временем может превратиться в кладезь редких и бесценных материалов. Неклессу А.И. ожидает в XXI в. победу новой восточноазиатской модели над одряхлевшей североатлантической. По имеющимся прогнозам в грядущем веке на Юге можно ожидать формирования, помимо Тихоокеанского, еще трех полюсов развития. Первый - Юго-восточноазиатский, Второй полюс - Восточно-латиноамериканский, Потенциал развития третьего полюса - Ближнего и Среднего Востока.

3.Методы: Индуктивный метод – преподаватель обычно идёт от конкретных фактов, ч/з их разбор и обобщение к формир-ю понятий. Дедуктивный метод – уч-ся сначала знакомятся с теоретич. положениями, а затем изуч. конкрет. факты. Метод исл-ния пров. наблюдением и эксперимнтом. В первом случае иссл-ль не оказ. возд-вия на пр-сс обучения, а получает знания о достижениях и недостат­ках в практике преподавания истории. Анализ практики препода­вания включает в себя: изучение опыта, освещенного в пед-ой печати; изучение док-ов, отражающих рез-ты обуч-я: сообщений учителей, письм-х работ учащихся, кон­спектов и протоколов разборов уроков, анкет и т. д.; непосредственное наблюдение процесса обучения (посеще­ние уроков, оценка целей, содерж-я, организации обуч-я). Во втором случае экспериментальное (опытное) исслед-е состоит в том, что экспериментатор преднамеренно, целена­правленно -вмешивается в процесс обучения и в соответствии с задачами исследования изменяет, перестраивает процесс обуче­ния, вносит нов эл-ты в содерж-е, средства, приемы обуч-я и т. д. Изменяя любой компонент процесса обучения, не­обходимо соблюдать общие его закономерности. Виды эксперимента: 1) опытное преподавание. Например, в ряде школ постоянно появ-ся новые, : называемые пробные учебники. Они проходят эксперимен­тальную про-верку в опытном преподавании) экспериментальные уроки; 2) экспериментальные занятия (внеурочные занятия с группой) Задачи МПИ: Важнейшей задачей методики является развитие мышления учащихся как одной из целей и одного из условий обучения исто­рии. Задачи развития исторического мышления учащихся, форми­рования у них умственной самостоятельности требуют и соответ­ствующих методов, приемов и средств обучения.

Одной из важнейших задач является раскрытие методических условий успешного решения в единстве основных целей воспита­ния, образования и развития при обучении истории.



БИЛЕТ № 3.

1. Русские земли в период феодальной раздробленности. Борьба Руси за независимость в 13 веке. Русь и Золотая Орда – оценка характера взаимоотношений.

2.Характер и формы эпохи «пробуждения» Азии в начале XX века.

3. Становление и развитие методики обучения истории в России в XVII –XVIII в.

Достиж-я методики преподав-я ист-и в дореволюц-й Рос.
1. 1132г. (смерть Мстислава Владимировича) (Рыбков). Др. датой называют 1054г (смерть Яросл Мудрого) (Карамзина). Период феод-ой раздробл-ти длился с XII по кон XV в. В сер XIIв. б 15 княжеств, в нач XIIIв. – ок 50, а в XIVв. – 250. Раздробл-ть–рез-т поступ-го внутр-го разв-я Др.Руси. В учеб Павленко, Федорова и Кобрина «Ист-я СССР с др-х t до 1861г.»: произошел не распад гос-ва, а превращ-е его в своеобразную федерацию княжеств во главе с киев князем, хотя его вл-ть б номинальной. Причины: 1 Династич-е противоречия м/у князьями (Мономаховичами и Ольговичами), б/а за киев престол. 2 Города наход-еся на торг-х путях богатеют. Виз-я теряет свое знач-е и путь «из варяг в греки». Набеги кочев-в на юж Русь, насел-е уходит на сев-вос и в центр=>Русь перестает б киев-й. 3 XII- начXIIIв. – это t наиб-го эк-го и соц-го разв-я Руси, концентр-ся в городах. Они не нуждаются в опеке князей=> возвыш-е городов, приведшее к обострению отнош-й м/у «Землей» и «Властью».4 Постепенное, но заметное сниж-е авторитета Киева как глав-го центра Руси. 5 Внеш опасность в это t не угрожала. Раздроб-ть – не регресс, несмотря на то, что традиционно т/о централизация считалась прогрессом. Раздроб-ть – это хар-ая особ-ть феод-зма.

Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в XII—XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием. Хотя некоторые из князей делали попытки сохранить единое государство, процесс распада в этот период был необратим.


З О б одним из др-х гос-в средневек-я. Ее воен-я мощь постоянно держала в напряж-и всех соседей. В 1206г. на берегу центрально-азиатской р. Онон собрался курултай. На нем решался? о выборе правителя. Им стал Темучин (Чингисхан). Он стал 1ым правителем единой Монголии. Столица – Каракорум. Но уже в 60 гг. XIIIв. империя распалась на отдельные улусы. Завоевав в начале XIIIв. часть Сибири т-м приступили в 1215г. к покорению Китая. Им удалось захв-ть всю его сев часть. Из Китая вывезли нов-ю для того t технику и специалистов.

В 1219г. войска Чингисхана вторглись в Сред Азию. Вслед за ней был захвачен Сев Иран. С юга они пришли в половецкие степи и разгромили половцев. Они попросили помощи у рус князей, которые соглас-сь им помочь. Битва произошла 31.05.1223г. на р. Калке. Не все рус князья, обещавшие участвовать в битве выставили свои войска. Битва была проиграна. Гос-во половцев б уничтожено и вошло в состав гос-ва т-м. В 1236г. войска Батыя начали поход на рус земли: через Волж Болгарию на Рязанское княж-во. Захватив в 1241г. Галицко-Волын-ю Русь, Батый вторгся в Польшу, Венгрию, Чехию, а в 1242г. дошел до Хорватии. В Зап Евр завоеватель вступил ослабленным и не установил там своего ига а повернул назад.

Причины поражения Руси: раздробленность, разрушительная военная техника монголов.


следующая страница >>



Этому критику не хватает третьего уха и двух первых яиц. Станислав Ежи Лец
ещё >>