11. Фундаментальные проблемы античной философии, основные ее школы и направления - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Фундаментальные проблемы квартера, итоги изучения и основные направления... 1 282.89kb.
1 Становление античной философии и ее основные проблемы 7 1559.22kb.
Основные направления и школы древнеиндийской философии 1 301.31kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Основные проблемы... 5 456.78kb.
Программа по дисциплине гсэ. Ф 5 5 1197.07kb.
1. Предмет философии, её основные направления и школы 1 297.83kb.
Основные понятия и проблемы философии 1 44.59kb.
Роль античной философии в становлении научной рациональности Основные... 1 26.7kb.
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии 1 204.55kb.
Направления и проблемы Западной философии ХХ века 1 205.54kb.
Программа курса введение в психогенетику 1 41.17kb.
Ii ступень обучения 1 139.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

11. Фундаментальные проблемы античной философии, основные ее школы и направления - страница №1/1

11. Фундаментальные проблемы античной философии, основные ее школы и направления.

-- Выделяют три периода развития античной философии: первый ? от Фалеса до Аристотеля, второй ? греческую философию в римском мире и, наконец, третий ? неоплатоновскую философию. Первый период развития античной философии был периодом натурфилософии (философское учение о природе). Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой антропологических проблем. Данный период представлен софистами, Сократом и сократиками. Третий период античной философии ? век эллинизма. Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Главным предметом философского исследования в период раннего эллинизма становится субъективный мир личности. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть религиозного постижения мира.


Проблемы античной философии:
Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как ?physis? (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: ?Как возник космос??; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.
Школы античной философии:
По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение киников и киренских философов. В Афинах существовало четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа).
Ионийская (или милетская школа) школа ? древнейшая натурфилософская школа. Ионийская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы ? Фалес, Анаксимандр, Анаксимен ? стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле ионийские философы ? монисты), оно вещественно, но также разумно, даже божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий.
Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным.
Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) ? принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него.
Анаксимандр (610 ? ок. 540 годы до н.э.) считал началом всего бесконечную природу ? нечто среднее между четырьмя элементами (апейрон). Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс.
Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь ? ветром, водой и землей.
С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.
Пифагорейская школа. Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой порядок представлялся в виде господства чисел. Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.
Элейская школа связана с именами трех философов - Парменидом, Зеноном и Мелисом.
Парменид. Мир для него ? единое, вечно существующее бытие. Он неизменен, постоянен, всегда один и тот же. По мнению Парменида, все есть бытие, небытия в мире нет. Бытие не конкретно, это ? не вода, не огонь, не земля, не воздух. Оно всегда находится в покое, вне времени.
Его ученик Зенон считал, что всякое понытие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд опорий, доказательств, напрвленных против признания и истинности движения.
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. ?Познай самого себя? ? любимое изречение Сократа.
Академию в Афинах основал Платон. Учениками Платона были преимущественно ?холеные молодые джентльмены? из аристократических родов (можно вспомнить хотя бы самого известного его ученика ? Аристотеля). Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.
В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную школу ? Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского.
Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего ? от политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы стоиков. Эта школа основана Зеноном в конце IV в. до н.э.




У меня та самая болезнь, названия которой я не могу вспомнить.
ещё >>