1. законодательное закрепление права граждан РФ и юридических лиц на информаци - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Правоспособность юридических лиц по законодательству республики беларусь 1 138.85kb.
Закон о предоставлении в собственность граждан и юридических лиц 1 59.5kb.
Административные процедуры и работа с обращениями граждан и юридических... 1 138.75kb.
Инструкция о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан... 1 82.98kb.
Закон от 05. 06. 2012 n 50-фз"О регулировании деятельности российских... 1 227.72kb.
Отчета формы №1-ол «О рассмотрении обращений физических и юридических... 1 45.36kb.
Общим собранием членов Жилищно-строительного кооператива 1 51.37kb.
Курсовая на тему субъектов административного права на примере граждан... 1 273.79kb.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные... 1 21.8kb.
Тема Сделки в гражданском праве 1 86.24kb.
Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 6 1025.62kb.
№4. С. 126-138. "Экономический империализм" глазами политолога 1 313.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. законодательное закрепление права граждан РФ и юридических лиц на информаци - страница №1/5

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ИНФОРМАЦИЮ. 4

2. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ. 9

3. МЕХАНИЗМ ОБЖАЛОВАНИЯ ОТКАЗА НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. 15

3.1. Административный порядок обжалования отказа в предоставлении информации. 15

3.2. Судебный порядок обжалования отказа в предоставлении информации. 17

5. КОНТАКТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 27

6. ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ 35



ВВЕДЕНИЕ

Очевидная важность права доступа к информации не требует доказательств. В современном обществе информация становится предметом купли-продажи, объектом интереса криминальных структур и специальных служб и даже, в определенных обстоятельствах, может являть собой грозное оружие, с помощью которого манипулируют сознанием масс. Переизбыток или отсутствие информации может привести к серьезным расстройствам психики человека. Если не рассматривать крайности, то информация нужна для принятия своевременных, целесообразных решений. Можно сказать, что вся суть заключена в словах: "Каждый имеет право знать". Налогоплательщик имеет право знать, как тратятся его деньги; квартиросъемщики муниципального жилья имеют право знать, что делают коммунальные службы для улучшения условий проживания; журналист имеет право получать и распространять информацию по роду своей служебной деятельности и т.д.. Помимо этого каждому гарантируется свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом, недопустимо принуждение человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

На сегодняшний день право граждан и организаций на информацию продолжает оставаться самым нарушаемым в России. Причина этого не только в том, что российское законодательство довольно запутанно, содержит множество пробелов и противоречий, а так же не регулирует четко процесс реализации этого права, но еще в том, что нарушение этого права не кажется правоохранительным органам, да и зачастую самим гражданам, чье право нарушается, самой опасной формой посягательств на гражданские права. Такие нарушения чаще всего не влекут ощутимого материального ущерба, и мало найдется желающих отстоять свое право на получение информации в вышестоящих инстанциях, через прокуратуру или суд в связи с несоизмеримостью судебных издержек и незначительностью нарушенного права. Все это вызывает потерю времени, раздражение граждан, и создает ощущение полного бездействия закона и безнаказанности чиновников.

При обращении в различные государственные или муниципальные органы власти за получением информации гражданам часто приходится слышать от служащих:

- "Мы не уполномочены и не обязаны давать такую информацию и отвечать на ваши запросы";

- "Предоставим такую информацию только по запросу соответствующих органов или суда";

- "Обращайтесь в юридическую консультацию или к адвокату".

Часто бывает и так, что отказ в предоставлении информации представителями государственных органов вообще никак не объясняется, письменные обращения не принимают под различными предлогами, а полученные по почте просто оставляют без ответа. Большинство предпринимателей либо "машут на все рукой", либо вынуждены платить за услуги юриста или адвоката, который хоть что-то им сможет объяснить, поможет обратиться с жалобой на подобные действия или бездействие в вышестоящую инстанцию, прокуратуру или в суд. В последнем случае предприниматель вынужден действовать "вслепую" и тратить свои деньги, не будучи сколько-нибудь уверенным в конечном результате.

Такое положение дел создает потенциальную возможность для нарушения всех других прав. Да и вообще делает невозможной нормальную цивилизованную жизнь.

В 2005 году Совет Европы, в развитие уже существующей законодательной базы, принял «Декларацию о правах человека и верховенстве права в Информационном Обществе». ЮНЕСКО предложила мировому сообществу «Руководящие принципы политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием». Некоторые субъекты Российской Федерации приняли и выполняют региональные законы о реализации права граждан и организаций на доступ к информации.

Президент России в последнее время неоднократно поднимал проблему доступа населения к информации перед Федеральным Собранием, Конституционным Судом России и членами Государственного Совета.

В данной брошюре планируется осветить проблемы, с которыми сталкиваются граждане, коммерческие и некоммерческие организации при поиске и получении правовой, деловой, экологической информации, сведений о деятельности государственных органов, информации по вопросам защиты своих прав и других категорий социально-значимой информации, порядок обращения в органы государственной власти и управления за получением информации, механизм обжалования отказа в предоставлении информации и другие аспекты, связанные с реализацией права граждан и организации на доступ к информации.



1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ИНФОРМАЦИЮ.

Термин "информация" в контексте провозглашения основных прав и свобод человека и гражданина впервые был употреблен во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Согласно ст. 19 Декларации прав человека свобода убеждений и свободное выражение их, составляющие право каждого человека, включают, в частности, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Это дает основание утверждать, что свобода информации является необходимым условием свободы мысли.

Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Какими же нормативными актами регламентируется право на предоставление информации?

Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

В России конституционное право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. (далее - Декларация) в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Согласно ч. 2 ст. 13 Декларации каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайн, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.

Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г. Ст. 24 Конституции РФ устанавливает право доступа лиц к документированной информации, которая непосредственно затрагивает их права и свободы: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом". "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом" (п. 3 ст. 29 Конституции РФ).

В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень правомочий, составляющих право на информацию, дополнен правом передавать и производить информацию. Общие основания законодательных ограничений права на информацию, в отличие от Декларации, в ныне действующей Конституции РФ не приводятся, поскольку они следуют из общих принципов ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Но положение о том, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом, сохранено в качестве важного предела вводимым ограничениям права на информацию.

Регулирование права граждан и юридических лиц на информацию представляет собой одну из самых сложных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых нормах, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам разных специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов.

Из 50 конституционных прав и свобод граждан около 25% можно отнести к информационным, в том числе:

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);

- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

- свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

- свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);

- право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);

- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);

- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

- право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);

- свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);

- свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

- право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);

- право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48).

Этот перечень можно дополнить следующим:

- право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24). В данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;

- право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).

С точки зрения борьбы с сокрытием информации важной является ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Из нее следует, что право на доступ к информации гарантировано Конституцией РФ и не нуждается в подтверждении какими-либо еще правовыми актами. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности, «когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».

Это положение подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана" от 18 февраля 2000 г. N 3-П: «Информация... в силу непосредственного действия ст. 24 (ч. 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты». В силу предписаний ст. 23, 24, 29 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации «не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Граждане и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований действующего законодательства.

Граждане и организации имеют право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная данными органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Данный закон распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.



Пользователь информацией имеет право:

1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;

4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;

5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" устанавливает: "Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах".

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ устанавливает ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 (одной тысячи) до 3 (трех) тысяч рублей (ст. 5.39 КоАП РФ). Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от 5 (пяти) тысяч до 10 (десяти) тысяч рублей (ст. 13.11).

Право на доступ к информации регулируется так же рядом других нормативных актов.

Таким образом, право на информацию включает право на беспрепятственный доступ к государственным информационным ресурсам, право на получение информации, касающейся деятельности органов власти и местного самоуправления, государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, затрагивающей права и законные интересы граждан, представляющей общественный интерес.

Ограничения свободы информации возможны:

- в отношении информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации и информации, содержащей государственную тайну);

- в интересах защиты репутации, чести и достоинства, прав других лиц;

- в интересах следствия и правосудия.

Запрещается распространение информации, в том числе с использованием средств массовой информации:

- возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

- содержащей пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;

- содержащей призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;

- содержащей пропаганду войны, распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;

- о способах, методах изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств и психотропных веществ;

- скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Перечень ограничений на свободу слова может быть расширен в период действия режимов чрезвычайного и военного положений.

Таким образом, нельзя утверждать, что правовая база доступа граждан и организаций к информации о деятельности органов местного самоуправления в нашей стране отсутствует. Однако в основном законодательство регулирует право граждан на доступ к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, а не органов власти регионального уровня и органов местного самоуправления. Кроме того, в целом, несистематизированный характер законодательства о доступе граждан и юридических лиц к информации не дает возможности в полной мере рассматривать его как достаточный инструмент в реализации права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц.



следующая страница >>



Небьющаяся игрушка — это игрушка, которой ребенок может разбить все свои остальные игрушки. Бейтс Каунти
ещё >>