1. Волшебство живописи. Мы входим в картинную галерею и останавливаемся - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К вопросу об открытии ярминской писаницы 1 84.49kb.
Известный телеведущий в гостях у Астраханской картинной галереи. 1 10.76kb.
Веласкес и испанская школа живописи 17 века 1 225.95kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... 1 169.91kb.
Ленинградская школа живописи Матвеева Ольга Александровна 1 37.2kb.
Однодневные экскурсии по Оману 1 113.46kb.
«Третьяковскую галерею» 1 8.89kb.
Категория времени в русской исторической живописи XIX века мхк 11... 1 20.02kb.
Технология станковой живописи 23 5089kb.
Анализ произведения живописи 1) Ваши личные впечатления от произведения... 1 32kb.
Урока: познакомить уч-ся с основными жанрами живописи, найти общее... 1 48.36kb.
Сценарий игры путешествия «Литературный дилижанс Даля» 1 76.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Волшебство живописи. Мы входим в картинную галерею и останавливаемся - страница №1/1

1. Волшебство живописи.
Мы входим в картинную галерею и останавливаемся.

Уже в вестибюле нас встречают величественные мраморные статуи. Широкая лестница застлана алым ковром. Мы ещё не вошли в залы, но нас охватывает торжественное настроение.

Вступаем на лестницу. Мягкий ковёр заглушает шум шагов. Поднимаемся, идём не спеша.

Осмотритесь вокруг: никто не спешит. В театре вы торопитесь, боясь опоздать к началу спектакля. Прозвенит третий звонок - и без вас распахнётся тяжёлый занавес, заиграет музыка и начнётся первая картина.

А здесь, в галерее, тысячи картин ожидают вас, и каждая из них в любой час готова вступить в беседу с вами.

Сегодня наш рассказ о замечательном русском художнике-пейзажисте Исааке Ильиче Левитане.


2. В Московском училище живописи, на Мясницкой улице ваяния и зодчества кончились вечерние занятия. Разошлись учащиеся, погасли последние огни.

В одном из классов верхнего этажа, в углу, за мольбертом, сидел мальчик. Оставаться в училище после окончания занятий строго воспрещалось, но уже не первый раз ученик ИСААК ЛЕВИТАН

Прятался от сторожа и ночевал в пустых холодных классах. Ему некуда было идти: родители умерли, сёстры жили у чужих людей, а старший брат часто и сам не знал, где найдёт ночлег.

Каждое утро невыспавшийся и голодный, осторожно пробирался в свой класс и садился за мольберт.

Учился он блестяще. Но как часто во время занятий он вдруг со страхом вспоминал, что нечем платить за учение, не на что купить хлеба.
3. Однажды в класс вошёл инспектор училища и объявил, что воспитанник Левитан исключается из училища за невзнос платы за учение. Исаак судорожно собрал папку, кисти, краски и, ни на кого не глядя, ушёл из класса. Кто-то побежал вниз за Левитаном, а он стоял у окна, не решаясь навсегда уйти из училища.

- Пойдём, всё улажено,- сказал товарищ.

Левитан посмотрел на него, но, казалось, он ничего не видел. Потом вдруг расплакался и, может быть, впервые в жизни понял тогда, что жалость оставляет в душе горький осадок. Но тогда же он узнал и другое: это товарищи, это друзья возвращают его в училище.
4. Вскоре совет преподавателей училища постановил воспитанника Левитана, как «оказавшего большие успехи в искусстве», освободить от платы за учение и назначить ему небольшую стипендию.

Левитану шёл семнадцатый год, когда он перешёл в натурный класс, которым руководил Василий Григорьевич Перов.

В натурный класс во время занятий заходил иногда художник Алексей Константинович Саврасов, автор чудесной картины «Грачи прилетели». Перов с Саврасовым были друзьями. Оба были передвижниками, оба любили преподавательскую работу.

Как-то, проходя по классу Перова, Саврасов остановился у мольберта Левитана. Уже давно приметил он этого застенчивого, скромного и очень красивого мальчика; уже давно нравились ему работы Левитана, и казалось, что выйдет из него прекрасный пейзажист. Когда он заговорил об этом с Перовым, тот согласился отпустить Левитана в класс Саврасова.


5. В марте 1877 года, в год, когда Левитан перешёл в саврасовскую мастерскую, в Москву из Петербурга приехала пятая передвижная выставка и, как обычно, расположилась в здании училища.

Перов настоял на том, чтобы одновременно с передвижными выставками в особом зале устраивались и выставки картин учащихся.

На выставке работ учащихся всегда было много народу; в печати одобрительно отзывались и о выставках в целом, и об отдельных работах. Илья Ефимович Репин, уже тогда признанный художник, писал В.В.Саврасову, что его удивляет и радует московская молодёжь, среди которой много настоящих талантов.
6. Среди своих товарищей по училищу Левитан был самым бедным. Но как ни угнетала Левитана бедность, о которой он не любил говорить даже самым близким людям, он всё-таки чувствовал себя

счастливым – так велика была его любовь к искусству. После каждой выставки в классах у Перова и Саврасова занятия шли напряжённее, веселее; в разговорах, спорах рождались горячие замыслы, надежды. Оба учителя всё чаще стали подумывать о том, что необходимо устраивать отдельные, самостоятельные ученические выставки. А главное, считали, что такие выставки помогут ученикам встать на ноги, дадут им какой-то заработок. С болью смотрели они на то, как часто талантливые ученики не выдерживали трудных условий жизни, уходили из училища, становились безвестными

учителями рисования, начинали писать пошленькие картинки для продажи.

7. Первая выставка работ учащихся получилась очень интересной. Посетителей было много. С нетерпением ждали Павла Михайловича Третьякова, который бывал на всех выставках и всегда внимательно присматривался к работам молодых, начинающих художников.

У Левитана на выставке была не совсем законченная картина «Вид Симонова монастыря».

Где сейчас эта картина, неизвестно. Возможно, сам Левитан кому-нибудь её подарил – он щедро раздавал свои работы.

25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. Народу на выставке было много. Важно шествовали профессора, встречая гостей и давая им объяснения по выставке. Группками собирались герои дня – ученики. С трепетом в сердце они перешёптывались и старались держаться от своих работ подальше.

Выставка продолжалась две недели.

8. Близился срок окончания училища. Для того чтобы получить звание классного зудожника, надо было написать последнюю конкурсную дипломную картину на большую серебряную медаль. У Левитана уже было две малые серебряные медали за пейзаж масляными красками и за рисунок с натуры, и вот теперь ещё новое испытание. Пока Левитан писал картину, он часто думал о своём старом учителе Саврасове. Вот кому больше всего хотелось показать свою дипломную работу! Но Саврасова рядом не было. По училищу распространялись слухи, что Саврасов уволен с работы и в свою мастерскую больше не вернётся.

Когда Левитан представил свою картину в совет училища, совет не принял её, и в звании классного художника Левитана не утвердили. Совет профессоров предложил Левитану написать на конкурс другую картину. Левитан ничего не ответил, но решил никакой картины не писать. Однако же чистописание или рисование он не собирался преподавать. В самом начале 1884 года представил на двенадцатую передвижную выставку четыре картины. Правда, Левитан ещё не стал полноправным членом Товарищества передвижных художественных выставок, а был пока только экспонентом - кандидатом в члены товарищества, но его уже приглашали на «товарищеские» встречи, которые устраивали в училище.

9. Двенадцатая передвижная выставка открылась в Москве 6 апреля и, как всегда, была подлинным праздником для всех москвичей. На ней были представлены такие прекрасные картины, как «Не ждали» Репина, «Неутешное горе» Крамского, «Три царевны подземного царства» Васнецова, пейзажные картины Поленова, «Лесные дали» Шишкина…

И рядом в тех же залах скромная картина Левитана: широкое, свежевспаханное поле; земля тёмная, сырая, тяжёлая, а небо светлое, с лёгкими облаками. На фоне светлого неба одинокая фигура пахаря за плугом. Летят грачи. Далеко-далеко хмурые избы какой-то избушки…

Двенадцатая выставка закрылась 9 мая 1844 года, а в России родился гениальный художник –пейзажист ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН.

10. Способность Левитана тонко чувствовать состояние природы и в её образах выражать свои мысли и переживания впервые ярко проявилась в пейзаже 1879 года «Осенний день. Сокольники». Это

поэтическая картина задумчивой, грустной осени. Мягкий колорит, мягкие светотеневые переходы, влажный воздух, обволакивающий предметы, перспектива дороги, уходящей в дымку, одинокая женская фигура, - всё создаёт щемящее настроение грусти. Не важно, ходил ли сам зритель по дорожкам парка в сокольниках осенью, но пейзаж Левитана настолько обобщён, что в нём воплотилось чувство осени, переживаемое каждым человеком.

11. В этот ранний период творчества Левитан создаёт очень скромные, овеянные тонким лиризмом произведения, изображая интимные уголки русской природы.

Это картина «Мостик. Саввинская слобода».

Картина «Берёзовая роща».

Тонкие, белые стволы берёз, густой ковёр изумрудной травы.

Картина «Первая зелень. Май»

Молодая пушистая зелень недавно распустившихся деревьев. Это всё образы молодой, только что пробудившейся после зимнего оцепенения природы, трогательные и задушевные. Картины эти проникнуты ощущением светлой радости бытия, согреты теплом неяркого северного солнца.

Краски чистые, насыщенные. Даже это простое и обыденное предстаёт в изображении Левитана

опоэтизированным и одухотворённым.

12. Поездка на Волгу в 1886 году даёт новое направление творческому развитию Левитана.

Волга в первый момент не поразила художника, но скоро он попадает под обаяние её широких просторов.

Картина «Вечер на Волге». В ней только первые подступы Левитана к изображению великой реки.

Картина кажется предельно простой и скромной по своему колориту. Тёмная, зеленовато-палевая береговая полоса, серо-стальная гладь реки, тёмно-серая полоса сгустившихся облаков и беловато серебристый просвет неба у края картины. Эти краски передают состояние покоя, в который погружена природа.

13. Такой же тишиной надвигающейся ночи полна картина «Вечер. Золотой плёс» - одна из самых выразительных и красивых картин этого периода. Левитан запечатлевает переходный момент, когда пепельно-золотистые краски неба, золотой туман предзакатного часа, окутывающий зеркальную гладь Волги и скрадывающий очертания дальнего берега, ещё борются с сумраком наступающего вечера, но вот-вот будут поглощены сгущающейся мглой. Тишина спускается на землю. Лёгким силуэтом – как страж этой тишины – рисуется в широких просторах волжского пейзажа церковь, а чуть в отдалении – вторая, почти тонущая в серовато-мглистой пелене тумана.


14. Постепенно запас впечатлений Левитана пополнялся. Он писал Волгу и в хмурый , дождливый день, и в ясную погоду, и в период ненастий и бурь. И всё чаще представление Левитана о Волге связывались с жизнью её берегов, которая подчиняла своему ритму её величавое течение.

Картины «После дождя. Плёс», «Пасмурный день на Волге». Эти полотна подготавливают появление картины «Свежий ветер. Волга.» и завершают цикл волжских пейзажей. В нём художнику удалось выразить своё представление о Волге, дать собирательный образ великой русской реки.


15. Девяностые годы – годы творческой зрелости Левитана. В этот период были созданы его наиболее значительные произведения. Для Левитана это были годы высокой творческой активности.

Большие полотна буквально следовали одно за другим.

В 1892 голу были написаны три таких замечательных произведения, как «Вечерний звон», «У омута» и

«Владимирка». В произведениях этих лет чувствуется лирическое начало. Художник стремится излить душу в своих картинах. Ощущается напряжённая внутренняя жизнь художника с назреванием душевного кризиса.

Картина «Вечерний звон» отражает попытки художника найти себя в гармоническом слиянии с природой. Мягкие розовато-золотистые лучи заходящего солнца, разлитые вокруг, вносят в природу мир и успокоение. Широкая река в своём неторопливом течении плавной дугой охватывает остров.

За ней в отдалении торжественно высятся белокаменные церкви монастыря. Объятый тишиной, неподвижно сидит в лодке у берега человек, другая лодка неслышно скользит по воде. Всё в картине дышит умиротворением и тишиной. Близка по теме и картина «Тихая обитель». Благодать и гармония

бытия ощущается в этих картинах.

16. Хмурой сумрачностью, настороженностью и беспокойством веет от картины «У омута»

Этюд к этой картине был написан в имении баронессы Вульф. По преданиям, здесь у плотины в омуте утопилась крепостная девушка, насильно разлучённая со своим возлюбленным, отданным в солдаты.

… Глухой уголок леса у заброшенной плотины, который обычно стараются обойти стороной.

Левитан прекрасно передаёт атмосферу таинственности этого «гиблого» места. Вечереет. И без того сумрачный и дикий лес погружается во тьму. Словно заворожённые, недвижно стоят глубокие воды омута. Золотистые отсветы заходящего солнца в них только подчёркивают бездонную чёрную глубину .

Бревенчатые мостки, доски, проложенные по берегу запруды, увлекают взгляд зрителя в тёмную чащу, будто таинственные силы заманивают человека всё дальше от человеческого жилья, в лесную глушь.

При взгляде на эту картину в воображении зрителя начинают оживать все те поэтические сказания, в которые облекал народ свои представления о природе.

17. В том же 1892 году Левитан создаёт одно из своих значительных произведений – картину «Владимирка». Уходит вдаль истоптанная сотнями ног дорога. Вокруг – сколько ни хватит глаза – ровное гладкое поле. Верстовой столб да на горизонте исхлёстанная ветрами роща. По владимирскому тракту прошли тысячи ссыльных, перегоняемых по этапу в далёкую Сибирь, на каторгу, чтобы уже никогда не вернуться к родным домам. Печальной славой пользовалась эта дорога у народа царской России, грустные песни были сложены про неё. Изображая в картине Владимирку, Левитан вложил в созданный образ все свои тревожные раздумья о судьбе родины, всю скорбь народной души.

Трагичной кажется одинокая фигурка странницы, остановившейся помолиться у придорожного креста. Скорбной тревогой и грустью веет от всего пейзажа.
18. Ещё более трагично по мироощущению грандиозное полотно «Над вечным покоем», полное беспредельной тоски и скорби. Суровая, безразличная к человеку и величественная природа живёт в картине своей особой, тревожной и напряжённой жизнью. Пафос громадности пространств звучит в ней в полную силу. Маленькой песчинкой, затерявшейся во вселенной, чувствует себя человек. Ощущение одиночества человека, его ничтожности перед бесконечно великой и вечной природой сообщает картине подлинно трагическое звучание. Картина заставляет задуматься о смысле жизни и смерти, о том, для каких целей пришёл на эту землю человек, каким он должен быть, как относиться к природе, к своей родине, к земле, где он родился и живёт.
19. 1895 год отмечен созданием целого ряда мажорных, жизнеутверждающих образов.. Левитану как будто вновь открылась красота весеннего пробуждения природы, бьющих в ней ключом жизненных сил, её пышного цветения, всего того, что свидетельствует о торжестве жизни.

Левитан начинает пристально всматриваться в процессы, происходящие в природе, постигать её высокий смысл. Характерна в этом плане тематика картин «Свежий ветер. Волга», «Март»,

«Весна. Большая вода», «Золотая осень».
К числу лучших произведений этого плана принадлежит полотно «Свежий ветер. Волга».

Краски картины звонкие, радостные. Свежий ветер, пронёсшийся над Волгой, словно вдохнул в неё новые силы, наполнил природу молодым задором: легко и весело бегут по голубому небу белые стайки облаков, стремительно катит свои синие воды река, камнем падают на воду чайки, изумрудной зеленью покрылись волжские берега. Предчувствие радостного обновления жизни ощущается в этом

замечательном полотне Левитана.
20. Радостное восприятие отражается и в картине «Март». Художник изображает самое начало весны, когда ещё не бегут шумные ручьи, не слышно гомона птиц. Но уже тёплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. И этот мягкий солнечный свет , разлитый в картине, прежде всего и вызывает ощущение наступления весны. Не шелохнуться деревья, отбрасывающие на снег глубокие тени, гладкая стена дома залита золотистым светом, тихо стоит, погрузившись в дрёму, лошадка у крыльца. Под действием солнечных лучей снег на крыше крыльца начал подтаивать; глубокие снежные сугробы осели и потеряли свою белизну. Полное безлюдье пейзажа помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.

Та же тема нераздельности существования человека и жизни природы звучит в картине

«Весна. Большая вода».
21. С течением времени всё чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Более ста осенних картин,

не считая этюдов, оставил нам Левитан. Самая известная из них – это картина «Осень».

Левитан, подобно Пушкину, Тютчеву и многим другим, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года. Осень на картинах Левитана очень разнообразная. На картинах были изображены маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; стога сена, почернелые от сырости.

Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.


22. Тема русской деревни – ведущая тема в творчестве Левитана последних лет его жизни. Ей больной Левитан посвящает пленительные своей мягкой задушевностью и поэзии картины.

«Лунная ночь. Деревня».

«Сумерки. Стога».

«Сумерки».

«Летний вечер».

Поздние картины Левитана были любимыми картинами А.П.Чехова. Левитан и Чехов были друзьями.

Картины, посвящённые деревне, обобщали образ русского пейзажа. Об этом он хотел рассказать в картине «Озеро». Левитан умер в 1900 (тысяча девятисотом) году в расцвете творческих сил, так и не успев закончить этого монументального полотна.

23. Творчество Левитана – это целая эпоха в развитии русской пейзажной живописи.

«Поэтом русской природы» справедливо называли Левитана современники. Имя художника и его картины известны во всём мире.



Нас картины Левитана учат всматриваться в окружающий мир, учат любить и ценить малую родину, учат любить и беречь природу, тонко чувствовать её красоту, пробуждают желание взять кисти, краски и тоже начать рисовать.








Англичане рядом с итальянцами все, как один, напоминают статуи с отбитыми кончиками носов. Генрих Гейне
ещё >>