1. Учение Цицерона о государстве и гражданине - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учение Н. Макиавелли о государстве и политике 1 32.92kb.
Абдалова Анастасия Андреевна 1 50.14kb.
Законы Ману», «Артхашастра» 1 40.85kb.
Программа дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» 4 614.58kb.
«Учение Н. Макиавелли о государстве и политике» 1 163.06kb.
Учение Платона о государстве и праве Платон 1 57.45kb.
Учение жизни рихард Рудзитис учение огня 26 2917.99kb.
Лекция Учение о Боге Лекция Учение об Иисусе Христе 17 2083.74kb.
Печатается по постановлению центрального комитета коммунистической... 30 5220.53kb.
Реферат по теме: «Учение Ж. Бодена о государстве и праве» 1 143.83kb.
Платон. Теория идей, учение о государстве Платон 1 48.31kb.
Н. Ю. Беляева Проф. Зав кафедрой Публичной политики гу-вшэ 1 123.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Учение Цицерона о государстве и гражданине - страница №1/1

1. Учение Цицерона о государстве и гражданине

В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По мере укрепления своих, позиций она оттесняла как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. Если в государствах-полисах политические конфликты среди свободных определялись главным образом столкновениями между родовитой знатью и лагерем демократии, то теперь, с утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных и мелких земельных собственников.

Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах «О государстве» и «О законах». Некоторые аспекты государственно-правовой тематики затрагиваются им также в сочинениях по этике и в многочисленных речах.

Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила «не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе». В духе аристократических учений своего времени Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.

Аналогичным образом решаются им и вопросы, касающиеся происхождения и сущности права. «Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера», — утверждал Цицерон. Этот высший, естественный и неписаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей (здесь — откровенный выпад против учений рабовладельческой демократии). Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку — в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы. Возникновение права, подчеркивал Цицерон, «следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он — ум и сознание мудрого человека, он — мерило права и бесправия». Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона.

2. Социологический позитивизм О. Конта в правопонимании

Огюст Конт (1798—1857). В 1851— 1854 гг. была издана его «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (четыре тома).

Позитивизм Конта стал отражением заметных успехов науки в странах Европы. В результате научной революции, начавшейся еще во второй половине XVII в., естествознание стало самостоятельной и авторитетной сферой интеллектуальной деятельности, опирающейся на математическую обоснованность и ощутимо влияющей на развитие производства. Прогресс физики, химий, механики, биологии по-новому ставил проблему связи всех наук с философией и их общего влияния на хозяйственную и общественную деятельность людей. Потребностям решения этой проблемы отвечал позитивизм Конта.

Конт утверждал, что положительное знание дается не отвлеченными и бесконечными спорами и домыслами о боге, природе, духе, материи, сознании и других «первопричинах», а только опытом и наблюдением. Поэтому нужно отказаться от попыток постижения «первоначал бытия и сознания», поскольку их познание, писал Конт, принципиально недостижимо и практического значения не имеет. Наука должна изучать факты, закономерности их связи и отношения. «Истинный позитивный дух, — подчеркивал Конт, — состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, — в замене слова почему словом как». Отсюда проистекает закон постоянного подчинения воображения (фантазий, отвлеченного мышления, субъективных оценок) наблюдению (изучению фактов и их связей). «Жить при полном свете, — писал Конт о задачах позитивизма, — ... знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать».

Конт утверждал, что социальная функция науки — предвидение будущего. Это утверждение он более всего относил к социологии (социальной физике), созданной им науке об обществе. Эта наука, по Конту, изучает законы общественного развития и призвана обеспечить переход от военного быта человечества к индустриальному, при котором решаются задачи не войн людей против людей, а совместной рациональной эксплуатации естественных ресурсов.

Конта тревожит, что развитие науки, обусловившее колоссальный рост производства, еще не распространилось на социальные отношения, явления и процессы, порожденные промышленным переворотом. Его беспокоят экономические и политические кризисы, растущие противоречия бедности и богатства, столкновения между работниками и предпринимателями, острые конфликты между сторонниками «ретроградной аристократии» и «анархической демократии». Кризисное состояние современного ему общества Конт объяснял внутренним противоречием между военным (теологическим) и индустриальным (научным) типами обществ, столкновением противоположных мировоззрений.



3. «Дух законов» (Ш. Монтескье), «государство» (Г.Гегель), «тоталитаризм» (И. Ильин).

Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755). В результате многолетнего изучения истории законодательства появился его главный труд — книга «О духе законов» (1748 г.).

Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. В своих исследованиях он стремился расширить фактологическую базу социально-политической теории, описать причины, вызывающие изменения в законодательстве и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей.

Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации (отсюда название его главного труда). Согласно его учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин. Эти причины делятся на две группы: физические и моральные.

Физические причины определяют общественную жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния дикости. К таким причинам относятся: климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и др. Пытаясь установить соотношение между физическими причинами, определяющими политическую жизнь, Монтескье проницательно замечал, что «законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни».

Моральные причины вступают в действие позднее, с развитием цивилизации, отмечал Монтескье. К их числу относятся: принципы политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законодательство народов сильнее, чем физические, и постепенно вытесняют их.

В своем учении Монтескье поднимается, таким образом, до осознания того, что историческое развитие общества представляет собой результат сложного взаимодействия объективных и субъективных причин. Он верно подметил и тенденцию к возрастанию субъективного фактора в истории. Однако эти положения были истолкованы мыслителем в духе философии рационализма, противопоставлявшей объективную необходимость и свободный разум. Написание книги «О духе законов», по словам автора, преследовало цель показать «триумф морали над климатом».

Список использованной литературы:

1. История политических и правовых учений / под. ред. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 2004. 565 с.

2. История политических и правовых учений / под. ред. В.С. Нерсесянца – М.: Норма, 2004. 944 с.

3. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций. - М.: 2007. 208 с.



4. Цыбульская М.В. История политических и правовых учений - М.: ММИЭИФП, 2003. 111 с.




Юмор — это способность видеть три стороны одной медали. Нед Рорем
ещё >>