1. Статистика пиратских нападений в 2008-09 гг - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Статистика импорта сигар в РФ за 10 месяцев 2008 года Отчёт сформирован... 1 373.25kb.
Двести тридцать одна прошла… 1 50.25kb.
Методические указания для выполнения контрольных работ по дисциплине... 5 520.63kb.
Умом Россию не понять. Статистика по населению их доходам и расходам. 1 369.22kb.
«Библиотечная статистика: рекомендации для библиотекаря» 1 96.49kb.
Правовая статистика 3 571.77kb.
Программа аспирантского спецкурса "Cтохастические процессы в оптике... 1 18.13kb.
Эд Макбейн Легавые 87-й полицейский участок – 22 14 2717.11kb.
Выбор и применение телевизионных систем видеоконтроля рекомендации 5 716.86kb.
Теория вероятностей и математическая статистика 5 746.4kb.
На прошедшей неделе фондовые рынки продемонстрировали позитивную... 1 15.76kb.
Муфлех распространенность врожденной челюстно-лицевой патологии (расщелин... 1 270.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Статистика пиратских нападений в 2008-09 гг - страница №1/1

Международный опыт борьбы с пиратами
П. Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, вице-президент международной федерации ассоциаций капитанов.
1. Статистика пиратских нападений в 2008-09 гг.

Пиратство существует с незапамятных времен, но внимание международной и не только морской общественности оно привлекло лишь в 2008 году. Так, согласно Международному Бюро по Судоходству и Мореплаванию (International Maritime Bureau), в 2008 году в мире были захвачены пиратами 49 судов (18 - в 2007 году), еще 46 судов были обстреляны. Всего пираты применяли огнестрельное оружие 139 раз (72 – в 2007 году). 889 членов экипажей были взяты в заложники, 32 ранены, 11 убиты, 29 пропали без вести. В общей сложности, в 2008 году было зафиксировано 293 попытки нападения пиратов (в 2007 году - 263). 

Наибольшую часть прироста пиратской активности обеспечили пираты, оперирующие в водах Сомали и Аденского залива - на их счету 111 инцидентов. Впервые в истории судоходства пираты захватили крупный танкер и судно, груженое танками. Второе наиболее опасное место - побережье Нигерии (40 инцидентов), кроме того, еще около 100 нападений нигерийских пиратов не были подтверждены официально. В числе традиционно опасных мест также остаются воды, прилегающие к Бангладеш и Танзании, однако здесь пираты нападают лишь на суда, стоящие на якоре.

В 2009 году (информация на 1 августа 2009 года) пиратами было освобождено (естественно, за выкуп) 28 судов и вновь захвачено 24 судна. Хотя самих пиратских нападений было значительно больше. Считается, что в статистику попадают лишь до 20% этих самых нападений. В 2009 г. сообщалось о 70 нападениях пиратов, что свидетельствует о росте пиратской деятельности. В настоящее время в Сомали находится до 200 заложников. Растет ущерб для мировой экономики. Только два примера:



9 января - сомалийские пираты отпустили супертанкер Sirius Star, получив за него супервыкуп в размере 3 миллиона долларов, по информации одного из главарей пиратов Мохаммеда Саида. № миллиона – это сапмая крупная сумма выкупа когда-либо выплачиваемая пиратам.

Справка по супертанкеру Sirius Star : 15.11.2008 0723 Гринвич в 04:41S - 048:43E, 450 миль к юв от Могадишу, Индийский океан захвачен супертанкер Sirius Star, дедвейт 318000 тонн, постройки 2008 года, флаг Либерия, оператор Vela International ОАЭ, фрахтователь Aramco, следовавший из Персидского залива на США с 2 миллиона баррелей сырой нефти на борту. Экипаж 25 человек, среди них граждане Англии, Хорватии, Польши, Филиппин, Саудовской Аравии.



5 февраля - освобождение т/х Faina. Сообщение о захвате: 25 сентября пираты захватили ро-ро Faina в точке с координатами 02:01N - 050:4E около 16.00 местного времени в Индийском океане на расстоянии 220 миль от побережья Сомали. На борту различное военное оборудование, в том числе танки Т-72, порт назначения Момбаса, Кения. ро-ро Faina - водоизмещение 13650, постройки 1978 Швеция, флаг Белиз, оператор украинская компания, класс Российского Регистра. Экипаж 21 человек - 17 граждан Украины, 3 гражданина России, 1 гражданин Латвии. Здесь, по неподтвержденным данным, цена выкупа еще выше – 3,2 миллиона долларов США.

Захваченные суда, 2 примера из 24:

2 мая сомалийские пираты захватили балкер Ariana в 02.30 Гринвич в точке 0719S 05211E, 250 миль к юго-западу от Сейшел в Индийском океане, следовал из Бразилии на Ближний Восток с грузом 35000 тонн сои. МИД Украины официально подтвердил, что экипаж состоит из 24 человек, все они граждане Украины. Балкер Ariana - дедвейт 69041 тонн, постройки 1984, флаг Мальта, оператор британская компания SEVEN SEAS MARITIME LONDON.

25 апреля - в восточной части Аденского залива сомалийские пираты захватили балкер Patriot (дедвейт 31838 тонн, постройки 2002, флаг Мальта, владелец Patriot Schiffahrts, оператор Blumenthal JMK, обе компании германские). Балкер с грузом пшеницы следовал в порт Ходейда, Йемен. Экипаж 17 человек. Капитан гражданин Польши, старший механик гражданин Украины, остальные 15 человек - граждане Филиппин. Судно захватили около 06.00 местного времени между побережьем Йемена и Сомали, в 150 милях к юго-востоку от йеменского порта Мукалла.

То есть, практически паритет сохраняется: места освобожденных занимают новые кандидаты.



2. Международное законодательное обеспечение борьбы с пиратсвом.

Как отреагировало международное сообщество на такой всплеск активности пиратов? Стали проводиться международные конференции, появились обращения в ООН от общественных организаций и отдельных государств, стали создаваться международные каолиции, направляющие свой военно-морской флот в район Аденского залива, активизировались всевозможные частные военизированные охранные структуры, появились даже курсы по подготовке спецназа.

Поскольку проблема носит международный характер, небезынтересно было бы узнать, обеспечено ли ее решение международным законодательством. Многие специалисты по морскому праву отвечают на этот вопрос положительно. Нормы международного права по борьбе с пиратством кодифицированы в Женевской конвенции об открытом море 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. 2 июня 2008 г. Советом Безопасности ООН на 5902-м заседании была принята Резолюция 1816 (2008). В данной резолюции Совет Безопасности настоятельно призывает государства активизировать и координировать свои усилия в целях противодействия актам пиратства и вооруженного разбоя у побережья Сомали, а также постановляет, что в течение 6 месяцев с даты принятия резолюции государства, которые сотрудничают с переходным федеральным правительством Сомали в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем на море, могут:

- входить в территориальное море Сомали в целях пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на море сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении пиратства согласно соответствующим нормам международного права, и

- использовать в пределах территориального моря Сомали сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении актов пиратства согласно соответствующим нормам международного права, все необходимые средства для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя.

Резолюция Совета Безопасности ООН № 1851 от 16 декабря 2008 г., глава VII Устава ООН, когда идет речь об угрозе миру, актов агрессии, то правомерно применять силу. При этом, речь может идти о применении силы в виде воздушных, морских и сухопутных операций силами государств - членов ООН. Таким образом, резолюция №1851 г. также дает возможность осуществлять не только морские операции, но если понадобиться и наземные операции с тем, чтобы уничтожить базы пиратов, находящиеся в Сомали. Есть и другие международные акты, которые позволяют вести совместную эффективную борьбу с пиратами.



3. Многостороннее сотрудничество в морской сфере

Остановимся на некоторых уже существующих примерах взаимодействия государств. Первым региональным межправительственным соглашением, направленным на развитие и укрепление сотрудничества в борьбе с пиратством, стало вступившее в силу с 4 сентября 2006 г. соглашение 14 азиатских государств о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями судов в Азии (ReCAAP). В рамках этого Соглашения 29 ноября 2006 г. в Сингапуре начал работать Центр по обмену информацией между Бангладеш, Брунеем, Камбоджей, Китаем, Индией, Японией, Лаосом, Мьянмой, Филиппинами, Республикой Корея, Сингапуром, Шри-Ланкой, Таиландом и Вьетнамом, который 30 января 2007 г. был официально признан как международная организация.

Центр по обмену информацией ReCAAP выполняет следующие задачи: 1. Способствует быстрому обмену информацией и оперативному взаимодействию членов Соглашения;
2. Производит критический анализ ситуации в азиатском регионе в отношении пиратства;
3. Поддерживает усилия членов Соглашения по наращиванию их возможностей в борьбе с пиратством.

В настоящее время Центр ReCAAP наладил выпуск ежемесячных и ежеквартальных сводок о случаях морского пиратства в Азии. В этом смысле он отчасти дублирует работу Центра информации о пиратстве ММБ, но можно надеяться, что в дальнейшем региональное сотрудничество 14 азиатских государств будет углубляться и даст более ощутимые практические результаты. Эти надежды основываются на статистике, представленной в первом годовом отчете Центра ReCAAP, где указывается, что по сравнению с предыдущим годом количество случаев пиратства в азиатском регионе уменьшилось на 26% и составило 100 инцидентов. Как указывается в этом отчете, одной из причин отмеченного сокращения количества случаев морского разбоя стало совместное патрулирование пиратоопасных акваторий.

Хорошо известно Заявление Регионального форума АСЕАН (АРФ) о сотрудничестве в борьбе с пиратством и другими угрозами безопасности на море, резолюция №1418 от 17-06-2003 г.

Активную позицию в этой борьбе занимают некоторые морские державы. Здесь следует упомянуть положительный опыт борьбы властей КНР в борьбе с пиратством в Южно-Китайском море и в зоне Малаккского пролива, где за последние три года только экипажами кораблей ВМС Китая были задержаны и уничтожены более 800 морских разбойников. Большинство из уцелевших задержанных были переданы правосудию в КНР, которое предусматривает высшую меру наказания за пиратство. В настоящее время активность действий пиратов в этом районе Юго-Восточной Азии заметно снизилась. Причиной этому является в первую очередь координация действий флотов прибрежных государств, а также крупные потери среди тех, кто занимается разбойным промыслом.


Нижняя палата парламента Японии приняла закон о мерах по борьбе с пиратством, расширяющий полномочия японских военных кораблей, находящихся в Аденском заливе. Согласно закону, они смогут защищать не только японские суда, но и все корабли, нуждающиеся в обороне от пиратов. Значительно расширяются возможности применения оружия против пиратов. Японские силы самообороны, ведущие патрулирование в районе Сомали с 30 марта этого года, ранее не могли приходить на помощь кораблям, не имеющим отношения к Японии, и могли применять боевое оружие только в случае прямого нападения со стороны пиратов.
Известно, что США и страны ЕС выступают с позиции соблюдения прав человека, т.е. пирата, и предлагают судить пиратов, которых таковыми может признать только суд. Именно поэтому ряд стран выступают за создание регионального или универсального Международного трибунала. Но некоторые страны выступают против этого, подчеркивая, что достаточно национальных мер борьбы с пиратством в сочетании с силовой составляющей.

О том, что эффективно бороться с морским пиратством вполне возможно уверены организаторы первого в мире специального курса, который провела израильская Международная академия безопасности. Преподаватели академии уже 17 лет готовят охранников для наиболее опасных и ответственных международных миссий. В борьбе против морских пиратов, как и в борьбе с террористами, говорят инструкторы академии, требуется особый подход и особая подготовка. Сначала здесь обучали только израильтян, но когда в апреле 2009 года израильские охранники отразили попытку пиратов захватить итальянский круизный лайнер Melody, заявки стали поступать со всего мира. Среди 120 слушателей из 16 стран мира - 10 россиян и 12 немцев. Шесть недель участников курса обучали тактике и стратегии защиты морских судов, технике сбора информации о намерениях пиратов, способам предотвращения и отражения атаки на корабль. Среди наставников - бывшие офицеры засекреченного отряда боевых пловцов израильского ВМФ и международные эксперты, в том числе начальник службы охраны премьер-министра Кении, имеющий многолетний опыт сопровождения судов из Момбасы в Суэц.

Пример эффективных действий спецназовцев - французский спецназ, отряд "Коммандо Юбер". В апреле 2009 г. французы провели на побережье Сомали первую операцию по освобождению 30 заложников. При этом, опасаясь утечки информации, спецназовцы не запрашивали разрешения на "вторжение" у местных властей. Операция оказалась успешной: 6 пиратов в плену, пострадавших среди заложников и спецназовцев не было. Во время сентябрьской операции, целью которой было освобождение из пиратского плена пассажиров и экипажа прогулочной яхты, пиратам повезло меньше – большинство "флибустьеро" спецназовцы просто уничтожили.

4. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

В декабре 2002 г. на конференции государств–участников Конвенции СОЛАС – 1974 г. была принята новая глава в Конвенции, посвященная усилению охраны на море. Кроме того, был принят «Международный кодекс по охране судов и портовых средств» (ОСПС). В этом кодексе были собраны все те рекомендации, которые обобщили специалисты морской индустрии. Хотя эти документы были приняты первоначально для защиты от террористических актов, они содержат также рекомендации по борьбе с пиратством. В развитие этого Кодекса на каждом судне, которое совершает международный рейс, необходимо иметь план охраны судна, в котором должны быть прописаны все процедуры и те меры, которые необходимо принимать экипажу, судоходный компании и оператору для защиты от пиратских нападений. Многие иностранные судовладельцы кроме организационных мер стараются использовать и технические средства борьбы с пиратами. Так, они оснащают свои суда современными средствами пассивной защиты. К ним относятся, в частности, акустические пушки. Стоимость одного прибора, похожего на спутниковую тарелку диаметром около 1 метра – 30 000 долларов. Это устройство позволит произвести узконаправленный, пронзительный звук высокой частоты, похожий на вой пожарной сирены, но во много раз сильнее. Громкость этого устройства достигает 150 децибел, в результате чего человек получает болевой шок. Еще более эффективным признано другое гуманное оружие – микроволновая пушка, за основу которой взят принцип микроволновой печи. Дальность поражения в виде вскипания воды, жидкости в клетках, достигает одного километра.

Охранное предприятие Secure-Marine BV, Роттердам, Голландия, специализируется на разработке и внедрении на суда различных охранных систем. Его последняя разработка – горячий душ для пиратов. Суть проста – судно обносится трубопроводом с распылителями, куда подается под давлением вода при температуре 80 градусов Цельсия. По периметру судна создается нечто вроде пароводяной оболочки, проникнуть через которую без чего-то вроде костюма пожарного представляется достаточно трудной задачей. Первой компанией, заинтересовавшейся новинкой, стала голландская Jumbo, известный перевозчик негабаритных и тяжеловесных грузов, таких например, как турбины или краны. Суда Jumbo Shipping по роду своей работы тяжелые, неповоротливые и тихоходные, легкая добыча для пиратов. В год суда Jumbo проходят Аденским заливом не менее 25 раз, надежды на военных, не всегда оправдываются. Jumbo решила попробовать новинку и установила ее на один из своих тяжеловесов. Об этих и других мерах противодействия пиратам (например, пропускание электрического тока через проволочное заграждение, установленное в кормовой части судна) говорили капитаны Голландии и Бельгии еще в 2001 и 2009 годах на Генеральной Ассамблее IFSMA (Международной федерации ассоциаций капитанов) в Любеке, Германия и Рио-де-Жанейро, Бразилия.

Любопытную операцию в декабре прошлого года провели 30 китайских рыбаков судна Zhenhua 4, которые вылили за борт пиво из 400 бутылок с тем, чтобы часть из них наполнить зажигательной смесью. Судно атаковали 7 пиратов, вооруженных автоматами и пулеметами. Храбрецы закидали пиратов бутылками, а «Коктейль Молотова» оказался весьма действенным средством в борьбе с пиратами. Борьба продолжалась четыре часа, пока не подоспела помощь Шанхайского центра по спасению на море. На помощь Zhenhua 4 были посланы суда и вертолеты Центра по борьбе с пиратами Малайзии и многонациональных военно-морских сил.



5. Привлечение частных охранных структур

Все большее распространение получает опыт обращения к частным охранным агенствам, которые предлагают множество услуг по борьбе с пиратством, а именно:

      a) оценка степеней риска и консалтинг;
      b) обучение экипажей, портовых властей, военнизированых и подразделений по охране порядка, отслеживание суден;
      c) предоставление (вооруженной) охраны на  борт судна или конвоирование суден;
      d) разработка ответных мер в кризисной обстановке, розыск и возвращение похищенных суден и грузов, и спасение похищенных членов экипажа;
      e) защита рыболовецкого промысла и защита рыбаков от браконьеров и пиратов.

      Таким образом, частные охранные структуры предлагают комплекс превентивных мер и мероприятий непосредственно после инцидента во всех случаях нападения пиратов  на коммерческие и прогулочные суда. К примеру, те же грабежи, и даже атаки пиратских группировок, могут быть предотвращены путем надлежащего обучение членов экипажа или наличием охраны на борту судна. Судовладельцы, суда которых захвачены, могут, с другой стороны, положиться на меры кризисного управления в случае инцидента, или нанять компанию в целях передислоцирования или возврата захваченного судна или похищенного груза. 24


      Некоторые судовладельцы уже наняли частные охранные фирмы для защиты их судена от пиратов у побережья Сомали. Один немецкий судовладелец, к примеру, привлек британскую компанию DRUM Resourses, предоставляющую бывших морпехов для защиты суден оружием травмирующего действия, платя US$50,000 за услуги. Компания, как сообщается, предоставляет защитут по крайней мере двум судам каждую неделю у Африканского Рога, направляя от 4 до 8 бывших военнослужащих Королевской Морской пехоты присматривать за судном.

6. Наука в борьбе против пиратства

В заключение следует немного сказать о научно-технических новинках в борьбе против пиратов. Речь пойдет о роботах. Робот - идеальное средство для защиты кораблей и нефтяных платформ от террористических атак.


Подводные беспилотные лодки и батискафы пока редкость, но работа над их созданием идет полным ходом. В США корпорация BAE Systems совместно с компаниями Lockheed Martin и Rafael Armament (Израиль) разработала робокатер. В свою очередь, компания Lockheed Martin провела успешные испытания автоматизированного комплекса S-Talon. Новый робот позволит обнаруживать подводные лодки и минные заграждения на значительном расстоянии, снижая риск для кораблей и экипажей. В США проходят испытания беспилотной мини-субмарины. В водах Сомали за последнее время резко осложнилась ситуация с судоходством, так как неконтролируемая территория морской зоны фактически отдана на откуп пиратам. В связи с этим компания Marine Robotic Vessels International предложила решение проблемы обеспечения безопасности прибрежных вод не только этого региона, но и любой другой акватории, где возможно появление "нежелательных гостей". Изобретение компании представляет собой набор навигационного и следящего оборудования, которое может быть установлено на обыкновенную лодку, она после такой "модернизации" станет настоящим шпионским судном. Оборудование сделает ее практически неуязвимой для пиратов, однако позволит получать информацию об их местонахождении в зоне прямой видимости. Управление "шпионским судном" осуществляется посредством компьютера.




Плакат в витрине книжного магазина: «Купи этот превосходный роман, пока Голливуд не успел его загубить».
ещё >>