1. Предмет философии, её основные направления и школы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по дисциплине гсэ. Ф 5 5 1197.07kb.
Основные направления и школы древнеиндийской философии 1 301.31kb.
Программа по истории философии востока тема Индийская философия:... 1 25.29kb.
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии 1 204.55kb.
Экзаменационные вопросы по философии (2012-2013 год) 1 42.96kb.
Реферат проблема человеческого существования в экзистенциализме 1 168.1kb.
Закономерности историко-философского процесса и проблема периодизации... 1 64.08kb.
Предмет философии и основные аспекты философского знания 10 1513.48kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине 1 28.42kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Основные проблемы... 5 456.78kb.
Iii. Содержание программы Введение. Предмет философии 1 77.19kb.
Corpus Areopagiticum в русской мысли XVI-XVII вв.: историко-философский... 1 271.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Предмет философии, её основные направления и школы - страница №1/1

1. Предмет философии, её основные направления и школы.

1. Какая из приводимых точек зрения наиболее полно и точно отражает современное понимание предмета философии?

а) Философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Всё точное знание принадлежит науке; все догмы принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам обеих сторон. Это и есть философия.

б) Философия - это наука, которая рассматривает сущее как таковое и то, что присуще ему само по себе. Эта наука не тождественна ни с одной из частных наук, которые не исследуют общую природу сущего, но выделяют себе какую-либо часть его.

в) Философия - это учение о том, как жить.

г) Философия - это форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нём человека и исследующая вытекающие отсюда познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

д) Каждая философия есть выражение своего и только своего времени. Непреходящие философские истины - иллюзия. Существенны не они, а человек, который нашел в них свое отражение.
2. Какое из приводимых мнений о взаимосвязи философии и частных (конкретных) наук является истинным?

а) Любая философия есть род науки и должна включать в себя лишь те положения, которые подтверждаются конкретным опытом.

б) Философия не есть наука и не может ею быть; она - особый род религии, веры.

в) Все науки должны группироваться вокруг философии как их общего центра, служение ей является их собственной целью;

г) Философия опирается на достижения частных наук, делая предметом своего анализа их обобщения. Выявляя более общие закономерности и тенденции, философия, в свою очередь, воздействует на частные науки через выполняемые ею мировоззренческую и методологическую функции.

д) Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, поэтому они не нуждаются в философии. Каждая наука - сама себе философия.


3. Какая философская проблема получила название основного вопроса философии?

а) вопрос о смысле человеческого бытия

б) вопрос о соотношении чувственного и рационального познания

в) вопрос об источниках общественного развития

г) вопрос о соотношении материи и сознания

д) вопрос об общем методе познания и практического освоения действительности.


4. Какой из нижеперечисленных вопросов является видоизменением в формулировании основного вопроса философии?

а) Как развивался мозг человека?

б) Откуда и каким образом появляется содержание наших мыслей?

в) В каких формах совершается мышление, и каким законам оно подчинено?

г) Является ли мир собранием случайных явлений или он подчинён закономерностям?
5. Найдите высказывание, которое лучше других характеризует позицию

материализма в философии:

а) Материализм считает мир познаваемым.

б) По мнению материалистов, сознание человека, воля и цели людей не имеют существенного значения в развитии общества и природы.

в) Материализм утверждает первичность материи и вторичность сознания.

г) Материализм - это принцип жизни, состоящий в признании преимущественной роли материальных благ в жизни людей.


6. Найдите высказывание, которое лучше других характеризует позицию идеализма в философии:

а) Идеализм - это стремление обосновать важную роль идеалов в жизни, стремление человека к совершенству.

б) Идеализм - это признание идей, сознания за первичное, определяющее материальное.

в) Идеализм - это утверждение, что идеи, мысли существуют реально.

г) Идеализм - это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о «прозе жизни».
7. Найдите высказывание, которое лучше других характеризует позицию

объективного идеализма в философии:

а) Объективный идеализм не признает познаваемости мира.

б) Объективный идеализм признает бесконечную познаваемость мира силами человеческого разума.

в) Согласно объективному идеализму мир определяется духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания.

г) Объективный идеализм полагает, что мир зависит от воли и сознания великой личности.


8. Найдите высказывание, которое лучше других характеризует позицию

субъективного идеализма в философии:

а) Субъективный идеализм отрицает познаваемость мира.

б) Субъективный идеализм видит в научных теориях продукт соглашения между людьми.

в) Субъективный идеализм считает окружающий мир продуктом человеческого сознания.

г) Согласно субъективному идеализму историческое развитие определяется волей великих личностей.


9. У русского поэта А. Фета есть такие строки:

«Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия. Один объемлет человека, Другой - душа и мысль моя".

- Как называется философская позиция, содержание которой совпадает с мыслями поэта?

а) субъективный идеализм;

б) дуализм;

в) вульгарный материализм;

г) объективный идеализм;

д) иррационализм.

- Кто из философов Нового времени разделял эту позицию?

а) Ф. Бэкон

б) Т. Гоббс

в) Р. Декарт

г) Д. Юм

д) Дж. Беркли

е) Д. Локк
II. Основные этапы развития философии.

10. Гёте в трагедии «Фауст» так описывал картину мира:

«Я истину понял живую: Вся жизнь из воды происходит. Вода всё хранит, производит...»

Кто из представителей древнегреческой философии согласился бы, по Вашему мнению, с этим высказыванием:

а) Демокрит

б) Гераклит

в) Анаксимандр

г) Фалес

д) Сократ

е) Платон

ж) Аристотель.
11. Бельгийский поэт Э. Верхарн писал:

«Я - обезумевший в лесу Предвечных Числ! Первичные, они - пред нами суть, Затем, чтоб в вечности пребыть такими ж! От их всевластных рук вселенной не отымешь. Они лежат на дне и в сущности вещей».

Для какой древнегреческой философской школы характерны такие взгляды?

а) атомизм

б) пифагореизм

в) стоицизм

г) платонизм.
12. «А различается воздух по своей плотности или разреженности своей сущности. При разрежении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает всё прочее».

- Кому из древнегреческих философов принадлежит данная концепция первоначала мира?

а) Анаксимандру

б) Фалесу

в) Анаксимену

г) Гераклиту.


13. В одну и ту же реку нельзя войти дважды: и вода другая, и ты другой.

-Что хотел, прежде всего, подчеркнуть древнегреческий философ Гераклит этими словами?

а) вечность существования природы в пространстве и времени;

б) всеобщую связь явлений и предметов действительности;

в) закономерную и беспрерывную изменчивость всего существующего;

г) сложность процесса познания мира. - Как позже стало называться философское учение, обосновывающее данную идею:

а) метафизика

б) схоластика

в) диалектика

г) майевтика

д) вульгарный материализм
14. «Начало Вселенной - атомы и пустота».

- Кто из древнегреческих философов был представителем атомистического направления в философии того времени и автором приведенных слов?

а) Платон

б) Аристотель

в) 3енон

г) Парменид

д) Демокрит

е) Анаксимандр.


15. Какой из перечисляемых принципов должен быть положен в основу построения идеального государства согласно концепции Платона?

а) равенства граждан перед законом;

б) разделение труда между разрядами граждан, выделяемыми в соответствии с преобладающей частью души;

в) общественного договора

г) величины собственности.
16. За что Аристотель критиковал учение Платона о бестелесных эйдосах (идеях), бестелесных причинах, формах и сущностях вещей?

а) за признание вечности и неизменности эйдосов;

б) за учение о знаниях как припоминании души об истинно сущем, созерцавшемся в мире эйдосов;

в) за признание существования бестелесных идей (форм) вне и в отрыве от конкретных вещей;

г) за признание бессмертия души.
17. Какое из названных понятии не относится к числу философских категорий, систематизированных и сведенных в таблицу в трактате Аристотеля «Категории»?

а) сущность

б) содержание

в) количество

г) качество

д) отношение

е) место

ж) время

з) положение

и) действие

к) страдание.
18. Какая из перечисленных характеристик является основной чертой всей средневековой философии?

а) эсхатологизм

б) теоцентризм

в) дидактичность

г) креационизм

д) ревеляционизм.


19. Какое из приводимых высказываний наиболее точно выражает сущность

патристики как направления средневековой философии?

а) христианская философия, господствовавшая в школьном обучении и стремившаяся обосновать и систематизировать религиозные догматы абстрактно-логическим путём с использованием теоретического наследия Аристотеля.

б) учения "отцов церкви", решавшие задачу оформления, разработки и защиты христианской догматики и философского обоснования христианства;

в) учение, отстаивавшее незыблемость церковного предания, выступавшее против теологического рационализма, противопоставлявшее рассудочной логике экстаз, который достигается посредством свободного акта воли.
20. Сущность какого из направлений в средневековой философии раскрывает высказывание: христианская философия, господствовавшая в образовательных учреждениях, стремившаяся обосновать и систематизировать религиозные догматы абстрактно-логическим путём с использованием концепций Аристотеля?

а) мистика

б) схоластика

в) патристика

г) аверроизм

д) апологетика


21. Какое из указанных сочинений принадлежит крупнейшему представителю патристики Августину Аврелию?

а) "Сумма теологии"

б) "Книга знания"

в) "Метафизика"

г) " О граде божьем"

д) "Свод всей логики".


22. Какая из перечисленных концепций является основой философской системы Фомы Аквинского?

а) теория двойственной истины;

б) доказательства бытия бога;

в) теория о гармонии разума и веры;

г) идея о борьбе божьего и земного царств как определяющем факторе истории.
23. С каким из приводимых суждений, по Вашему мнению, согласились бы

представители реализма?

а) Общее реально не существует, в действительности существуют только единичные вещи;

б) Общее существует только как имя, которое присваивается вещи познающим субъектом;

в) Предметы природы вторичны и представляют собой лишь формы проявления общих понятий.
24. С каким из приводимых суждений, по Вашему мнению, согласились бы

представители номинализма;

а) Общее существует самостоятельно, независимо от единичного;

б) Общее существует только как имя, присваиваемое вещи познающим субъектом;

в) Предметы природы вторичны и представляют собой лишь формы проявления общих понятий.
25. Какая философская позиция выражена в высказывании Т. Гоббса: «Что такое сердце как не пружина? Что такое нервы как не те же нити, а суставы, как не такие же колёса, сообщающие движение всему телу, как этого хотел мастер».

а) субъективный идеализм;

б) эмпиризм

в) агностицизм

г) метафизический материализм;

д) дуализм;

е) антропологический материализм;

ж) трансцендентальный идеализм.


26. Какая из перечисленных особенностей в развитии естественных наук 17-18 веков способствовала господству метафизического метода в философии того времени?

а) опора на практику материального производства и служение ей;

б) быстрый прогресс естествознания;

в) сосредоточение усилий на собирании, раздельном описании и классификации предметов и фактов из жизни неорганической и органической природы;

г) уверенность в безграничных возможностях научного исследования.
27. Что, по Вашему мнению, означают слова Ф. Бэкона "Знание - сила" применительно к оценке роли и значения науки и философии?

а) Задачей науки и философии должно быть увеличение власти человека над природой и усовершенствование человеческой жизни;

б) Уверенность во всемогуществе человеческого разума;

в) Необходимость приоритетного развития системы светского образования по отношению к образованию религиозному.


28. О каком виде заблуждений (идолов) на пути познания идёт речь в следующем высказывании Ф. Бэкона?

«Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».

а) идолы пещеры;

б) идолы рынка;

в) идолы рода;

г) идолы театра.


29. О каком виде заблуждений (идолов) на пути познания идёт речь в следующем высказывании Ф, Бэкона?

«Существуют... призраки, которые вселились в души людей из разных догматов философии... ибо мы считаем, что, сколько есть принятых и изобретённых философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры».

а) идолы рода;

в) идолы пещеры;

б) идолы театра;

г) идолы рынка.


30. О каком виде заблуждений (идолов) на пути познания идёт речь в следующем высказывании Ф. Бэкона?

«Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов осаждает разум»:

а) идолы театра;

б) идолы рода;

в) идолы пещеры;

г) идолы рынка.


31. О каком виде заблуждений (идолов) на пути познания идёт речь в следующем высказывании Ф. Бэкона?

Заблуждения происходят «или от воспитания и бесед с другими,... или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предрасположенные или души уравновешенные и спокойные».

а) идолы пещеры;

б) идолы театра;

в) идолы рода;

г) идолы рынка.


32. По взглядам Ф. Бэкона существуют три основных пути познания. Какой из них он считал присущим представителям эмпиризма?

а) путь пчелы;

б) путь муравья;

в) путь паука.


33. по взглядам Ф. Бэкона существуют три основных пути познания. Какой из них он считал присущим представителям рационализма?

а) путь муравья;

б) путь пчелы;

в) путь паука.


34. «Государство есть единое лицо. Ответственным за его действия сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты».

-Как называется эта теория происхождения государства, созданная в середине 17 века?

а) теория естественного права;

б) теория общественного договора;

в) теория народного суверенитета;

- Кто из философов был её автором?

а) Д.Локк

б) Ж.-Ж. Руссо

в) Т. Гоббс

г) Р. Декарт

д) Б. Спиноза.
35. С какой гносеологической позицией Р. Декарта связано его утверждение: «Всякий может интуитивно постичь умом, что он существует, что он мыслит, что треугольник ограничивается только тремя линиями, что шар имеет только одну поверхность и подобные этим истины»?

а) с агностицизмом;

б) с рационализмом;

в) с эмпиризмом.


36. Какое из перечисленных положений Р. Декарт не относил к числу исходных требований своего универсального метода познания?

а) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчётливо, не могут вызывать сомнений в их истинности;

б) расчленять каждую сложную проблему или задачу на составляющие её частные проблемы или задачи;

в) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;

г) подходить к каждой проблеме исторически: рассматривать как она возникла, какие этапы в своём развитии проходила и в каком состоянии находится в данное время;

д) не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.


37. Б. Спиноза утверждал, что природа, с одной стороны, есть природа творящая, а с другой - природа сотворённая. Как природа творящая, она есть субстанция, или, что то же самое, бог. Как называется философская концепция, отождествляющая бога с природой?

а) деизм;

б) позитивизм;

в) пантеизм;

г) дуализм.
38. Представителями какого из перечисленных философских направлений были французские философы 18 века Д. Дидро и Ж. Ламетри?

а) антропологический материализм;

б) субъективный идеализм;

в) метафизический материализм;

г) дуализм.

д) трансцендентальный идеализм.


39. П. Гольбах писал: «Последовательные модификации нашего мозга, вызываемые предметами, воздействующими на наши органы чувств, сами становятся причинами и производят в душе новые модификации, которые называются мыслями, размышлениями, памятью, воображением, суждениями, желаниями, действиями».

Какую гносеологическую идею философ выражает здесь в первую очередь?

а) идею познаваемости мира;

б) идею единства чувственного и рационального познания;

в) идею об определяющей роли чувственного опыта в познании;

г) идею о сущности человеческого познания как отражения объективного мира.


40. В современном понимании диалектика рассматривается как учение о всеобщих связях и закономерном развитии бытия и как основанный на этом учении метод познающего мышления. Кто из перечисленных философов первым разработал такую; трактовку диалектики?

а) Б. Спиноза;

б) Сократ;

в) Н. Кузанский;

г) Г. Гегель;

д) Аристотель;

е) И. Кант.
41. В трактате «Всеобщая естественная история и теория неба» И. Кант выдвинул гипотезу о возникновении и развитии естественным путём солнечной системы из газопылевой туманности.

- Какой принцип познания в области естественных наук обосновывал тем самым Кант?

а) объективности рассмотрения;

б) всесторонности рассмотрения;

в) историзма;

г) восхождения от абстрактного к конкретному.


42. И. Кант признавал, что «нам даны вещи в качестве находящихся вне нас предметов наших чувств», но вместе с тем указывал, что «о том каковы они могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства».

Что утверждает Кант этими рассуждениями?

а) окружающая действительность является продуктом человеческого сознания;

б) все наши знания мы получаем с помощью органов чувств;

в) сущность вещей принципиально непознаваема;

г) качество получаемых знаний зависит от состояния органов чувств субъекта.


43. В чём заключается противоречие между методом и системой в философии Гегеля?

а) в понимании природы и общества как форм саморазвития абсолютной идеи;

б) в том, что мышление рассматривается не только как субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность всего существующего;

в) метод предполагает не ограниченное никакими рамками развитие, а система ставит предел развитию общества и познания;

г) действительная история сводится к истории познания, а углубление знаний о мире рассматривается как развитие самой действительности.
44. Что является исходным пунктом философии Г. Гегеля?

а) принцип всеобщности развития;

б) принцип первичности духа по отношению к природе;

в) принцип тождества бытия и мышления;

г) принцип всеобщей связи явлений действительности.
45. Л. Фейербах писал: «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию в универсальную науку».

- Определите, к какому из указанных философских направлений принадлежит философская концепция Фейербаха?

а) позитивизм;

б) метафизический материализм;

в) субъективный идеализм;

г) антропологический материализм;

д) диалектический материализм.
46. Почему человек, по мнению Фейербаха, должен быть единственным и

универсальным предметом философии?

а) он - высшая ступень исторического развития природы;

б) основной вопрос философии об отношении духа к природе может рассматриваться только применительно к человеку;

в) только человеческий разум способен в своём развитии открывать глубочайшие тайны природы;

г) для человека характерно наличие особого религиозного чувства, в котором выражается его стремление к счастью.


47. К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

-О какой черте марксистской философии идёт речь в этом тезисе?

а) классовый характер, выражение и обоснование интересов рабочего класса;

б)практическая направленность на обоснование и решение задач преобразования окружающей действительности;

в)партийность, направленность на борьбу с идеалистическими течениями в философии;

г) рассмотрение проблем теории познания с позицией определяющей роли практики.


48. К. Маркс писал: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

- Сущность какой концепции марксистской философии представлена в данном высказывании?

а) теория социальной революции

б) закон определяющей роли способа материального производства в жизни

общества;

в) материалистическое понимание истории;

г) концепция решающей роли народных масс в истории;

д) сущность и структура сферы материально-производственной жизни общества.


III. Учение о бытии. Материя и формы её существования.

49. «По отношению к нам материя вообще есть всё то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства».

- Чем это определение П. Гольбаха принципиально отличается от понимания материи в материалистических системах его предшественников?

а) не указывает каких-либо конкретных атрибутов материи;

б) признаёт познаваемость материального мира;

в) не сводя материю ни к одному конкретному виду, рассматривает её на основе

гносеологического подхода, в соотношении с сознанием.
50. Какое из высказываний о материи соответствует современным философским представлениям о ней?

а) материя есть символ, который говорит, что ощущения наших чувств, а также ощущения различных людей находятся в определённой взаимной связи ;

б) общие свойства всякой материи - это протяженность, делимость, непроницаемость, способность иметь фигуру, подвижность или свойство передвигаться всей массой;

в) материя есть абстрактное философское понятие, которое используется для обозначения объективной реальности, т.е. всего многообразия окружающего мира, существующего вне, до и независимо от человеческого сознания;

г) материя - это материал, из которого формируются все вещи окружающей действительности.
51. Какое из приводимых высказываний верно и наиболее точно отражает взаимосвязь движения и покоя?

а) движение и покой - это два независимых и равноправных состояния вещей;

б) единство движения и покоя заключается в том, что это понятия, созданные нашим разумом;

в) покой - относительно устойчивое состояние материальных объектов, внутренний момент движения, одна из его характеристик; движение есть нарушение покоя и всегда стремится к покою.


52. Какое из высказываний соответствует современным философским представлениям о пространстве и времени?

а) пространство и время есть способы, которыми мы воспринимаем вещи;

б) пространство и время есть особые объективные сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов: первое - как бесконечная протяженность, а второе - равномерная длительность;

в) пространство и время - формы существования материального мира, выражающие, соответственно, связи сосуществования и связи следования между объектами и процессами этого мира.


53. «Материю как таковую и движение как таковое никто ещё не видел и не испытал каким-нибудь иным чувственным образом».

Это высказывание означает:

а) материальный мир непостижим с помощью органов чувств;

б) материя - это философская абстракция для обозначения объективной реальности и не сводима ни к одному из её конкретных видов;

в) современная наука ещё способна исследовать состав и структуру тех материальных микрочастиц, из которых состоит мир.
54. Какая ошибка, с Вашей точки зрения, содержится в утверждении: «Все вещи состоят из материи»?

а) Игнорируется существование овеществлённых форм идеально-духовного бытия (научных и художественных книг, произведений искусства и т.п.);

б) Игнорируется реальность существования мыслей и чувств человека;

в) Материя понимается не как вся многообразная объективная реальность, а как первоматериал для «строительства» вещей;

г) Не учтено, что человеческие знания относительны и могут быть в будущем открыты нематериальные вещи, состоящие из чего-то другого.

55. Какое из высказываний о соотношении высших и низших форм движения является неверным?

а) высшие формы включают в себя низшие;

б) высшая форма качественно отличается от низших и характеризуется более сложными законами функционирования и развития;

в) сущность высшей формы можно познать, изучив сумму включённых в неё низших форм;

р) носителями высших форм являются материальные объекты более сложного структурного уровня.


56. «Нет никаких оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьёзные основания думать, что всё в поведении живой материи может быть теоретически объяснено в терминах физики и химии». Выберите правильную, на Ваш взгляд, оценку этого высказывания.

а) Оно правильно, т.к. для живых организмов характерны физические и химические процессы, они лишь более сложны, чем в неживой природе, и требуются определённые усилия науки, чтобы проникнуть в их сущность;

б) Оно неверно, т.к. биологическая форма движения есть высшая по отношению к физической и химической, не сводится к их сумме и подчиняется качественно иным законам;

в) 0но неверно, т.к. не учитывает, что для живой материи характерны и другие процессы неживой природы, кроме физических и химических (сильные и слабые взаимодействия на внутриядерном уровне, влияние гравитации и т.п.).


57. Выберите верное суждение:

а) Движение, пространство, время, законы природы являются материей;

б) Движение, пространство, время, законы природы не являются материей и, следовательно, они не имеют объективного характера;

в) Движение, пространство, время, законы природы объективны;

г) Движение, пространство, время, законы природы идеальны, поскольку это

понятия, созданные нашим сознанием.


IV. Сознание и познание.

58. В каком из приводимых высказываний древних мыслителей выражена точка зрения агностицизма?

а) «В отношении познания внешних предметов внутренний орган, ум, зависит от внешних чувств, и нельзя доказать его независимость от них».

б) «Смерть и жизнь предопределены судьбой, они сменяются, как день и ночь: всё предопределенно небом; люди не могут постичь этого».

в) «Ты не вступай на тот путь, он мысли твоей бесполезен. Пусть не принудит тебя накопленный опыт привычки зренье своё утруждать, язык и нечуткие уши. Разумом ты разреши труднейшую эту задачу, данную мною тебе...».
59. В каком из приводимых высказываний древних мыслителей выражена точка зрения эмпиризма?

а) «В отношении познания внешних предметов внутренний орган, ум, зависит от внешних чувств, и нельзя доказать его независимость от них».

б) «Смерть и жизнь предопределены судьбой, они сменяются, как день и ночь: всё предопределенно небом; люди не могут постичь этого».

в) «Ты не вступай на тот путь, он мысли твоей бесполезен. Пусть не принудит тебя накопленный опыт привычки зренье своё утруждать, язык и нечуткие уши. Разумом ты разреши труднейшую эту задачу, данную мною тебе...».


60. В каком из приводимых высказываний древних мыслителей выражена точка зрения рационализма?

а) «В отношении познания внешних предметов внутренний орган, ум, зависит от внешних чувств, и нельзя доказать его независимость от них».

б) «Смерть и жизнь предопределены судьбой, они сменяются, как день и ночь: всё предопределенно небом; люди не могут постичь этого».

в) «Ты не вступай на тот путь, он мысли твоей бесполезен. Пусть не принудит тебя накопленный опыт привычки зренье своё утруждать, язык и нечуткие уши. Разумом ты разреши труднейшую эту задачу, данную мною тебе...».


61. Какая точка зрения наиболее верно выражает природу и сущность человеческого сознания?

а) Сознание - это функция человеческой души и источник всякого опыта.

б) Сознание действительно, реально и, следовательно, оно материально.

в) Сознание существует независимо от материи и параллельно с ней как особая реальность.

г) Сознание есть продукт развития материи, высшая форма её отражения.

д) Сущность сознания заключается в нейрофизиологических процессах головного мозга человека.


62. Какая философская ошибка допущена в следующем рассуждении: «Мысль есть продукт мозга... Мой письменный стол как содержание моей мысли, совпадает с этой мыслью, не отличается от неё. Но этот письменный стол, вне моей головы, есть её предмет, совершенно отличный от неё. Но и не чувственное представление чувственно, материально, т.е. действительно... Дух не больше отличается от стола, света, от звука, чем эти вещи отличаются друг от друга».

а) Не учтено, что содержание образа богаче объекта, т.к. сознание отражает объект избирательно и вносит в образ человеческую оценку и цель;

б) Не учтено, что мышление связано с абстрагированием, т.е. в мысли о предмете сознание отвлекается от несущественной информации о нём;

в) Не учтено, что образ, как содержание информации об объекте имеет идеальный характер, т.е. не содержит в себе нейродинамических процессов мозга. Таким образом в высказывании идеальное (мысль) отождествлено с материальным (её источником).


62. В каком высказывании наиболее точно выражено такое свойство истины, как её объективность?

а) Истина выражает такое знание, содержание которого не зависит ни от

человека, ни от человечества;

б) Истина заключает в себе процесс движения знаний ко всё более точному

воспроизведению действительности;

в) Истина отражает объект в определённых условиях места и времени;

г) В составе наших знаний есть такие, достоверность которых так непоколебима, что их нельзя подвергать сомнению, не отрекаясь от разума.
63. Город Москва является столицей государства Российская Федерация. Это абсолютная истина.

Но до 1992 года это суждение было неверным.

- Какое свойство истины иллюстрирует данный факт?

а) относительность;

б) объективность;

в) конкретность;

г) субъективность по форме.
64. Укажите верное и наиболее точное понимание интуиции:

а) Интуиция - внезапная догадка, озарение.

б) Интуиция есть внечувствование, инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющей формы поведения организма.

в) Интуиция - рационально необъяснимый, скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

г) Интуиция - способ познания посредством скачка от исходных данных к конечной истине без последовательного промежуточного рассуждения при неосознанности самого механизма получения вывода.
65. Какое из приведённых положений выражает наиболее точно точку зрения агностицизма?

а) Некоторые вещи или их сущность не познаны;

б) В любом знании есть относительное содержание: неполнота,

приблизительность, условность;

в) Любое знание относительно и условно;

г) Некоторые вещи нельзя познать исчерпывающие, полностью.


66. Что, по Вашему мнению, является конечным критерием истинности знания?

а) эксперимент;

б) мнение авторитета;

в) общественно - историческая практика;

г) соблюдение правил и законов логики.
67. О. Конт считал «псевдонаучным» вопрос о химическом составе небесных тел, полагая, будто его принципиально нельзя установить в связи с невозможностью экспериментальной проверки. А через 2 года после смерти философа изобрели спектральный анализ.

- Какая характеристика практики как критерия истины не была учтена Контом?

а) всеобщность этого критерия;

б) общественно-исторический характер практики;

в) абсолютность практики как критерия истинны.
V. Движение, развитие и диалектика.

68. В каком из высказываний древних философов отразились идеи диалектики?

а) «Брахман лишён свойств, бездеятелен, вечен, не ведает колебаний». (Веданта);

б) «Превращение в противоположное - это движение дао» (Лао Цзы);

в) «Всё происходящее в мире снова повторяется через определённые промежутки времени, ничего нового вообще не происходит» (Пифагор);

г) «Не возникает оно, бытие, и не подчиняется смерти. Цельное всё, без конца, не движется и однородно» (Парменид).


69. Выберите высказывание, наиболее точно выражающее сущность законов науки:

а) 3аконы науки - научные утверждения, имеющие общезначимый смысл;

б) Законы науки - следствие законов человеческого разума, организующего различный эмпирический материал;

в) Законы науки - отражение законов природы и общества

г) Законы науки - отражение общих, существенных и повторяющихся связей вещей и явлений.
70. Выберите верное суждение:

а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то преодоление их не имеет смысла;

б ) Противоречия - двигатель развития, и поэтому они всегда полезны;

в) Противоречия непреходящи, но для нас небезразлично, какой характер они носят, каким способом разрешаются, насколько эффективно движут развитие;

г) Цель нашей деятельности - разрешение всех противоречий.
71. Элементы какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает всё, а я - ничего; в 25 лет я находил, что знаю всё, а отец ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»?

а) единства и борьбы противоположностей;

б) взаимоперехода количественных и качественных изменений;

в) отрицания отрицания.


72. Почему Гегель не назвал закон отрицания отрицания просто законом отрицания? Что он хотел подчеркнуть в направленности /тенденции/ развития, говоря о втором отрицании?

а) накопление положительного в новом;

б) преемственность в развитии, связь между старым и новым;

в) цикличность развития с повторением прежних форм на новой качественной основе;

г) тенденцию поступательности, восходящего характера развития.
73. Какой из законов диалектики отражен в высказывании известного медика Парацельса «Всё есть яд и всё есть лекарство, тем или другим делает лишь доза»?

а) единства и борьбы противоположностей;

б) взаимоперехода количественных и качественных изменений;

в) отрицание отрицания;

- Какой из философских категорий, раскрывающих содержание закона, соответствует в приведённой фразе слово «доза»?

а) количество;

б) качество;

в) мера;


г) скачок.
74. Даны несколько процессов. Укажите, какой из них является диалектическим отрицанием /снятием/.

а) размол зерна в муку;

б) отчисление студента из вуза;

в) опровержение в газете;

г) окончание учебного заведения.
75. Даны несколько пар понятий. Укажите, какая из них находится в отношениях противоположности:

а) добро-зло;

б) студент-педагог;

в) радио-телевидение;

г) обучение-воспитание;

д) наука- практика.


VI. Общество как развивающиеся система.

76. Что в современной социальной философии понимается под ноосферой?

а) сфера живой природы, включающая в себя и людей;

б) совокупность предметов живой и неживой природы, вовлечённых в процесс общественной жизни;

в) особая сфера взаимодействия общества и природы, организованная посредством разумной человеческой деятельности;

г) новые для данного исторического этапа области проникновения человека в мир природы.


77. Какая из названных особенностей непосредственно не относится к характерным чертам глобальных проблем современности?

а) глобальные проблемы требуют скорейшего разрешения, т.к. их дальнейшее обострение угрожает существованию цивилизации;

б) глобальные проблемы разрешаются через сознательную деятельность людей;

в) глобальные проблемы затрагивают интересы каждого человека, общества и всего человечества;

г) глобальные проблемы могут быть разрешены только совместными усилиями всех стран, народов, человечества в целом.
78. Какая из основных сфер общественной жизни выступает основой функционирования и развития общества?

а) духовная;

б) политическая;

в) материально-производственная;

г) социальная.
79. Что согласно формационной концепции развития общества является главным определяющим фактором всех общественных процессов?

а) духовная жизнь общества;

б) государственная власть;

в) классовая борьба;

г) способ производства материальных благ;

д) противоречия между обществом и природой.


80. Какое из высказываний соответствует используемому в цивилизационной концепции общественного развития историко-стадиальному пониманию цивилизации?

а) Цивилизация - качественно уникальное этническое или историческое

общественное образование в жизни отдельного народа или региона;

б)Цивилизация - эпоха общественного развития, наступившая после периодов дикости и варварства;

в) Цивилизация - конкретный этап прогрессивного развития человечества как единого целого;

г) Цивилизация - конечная ступень в жизни народа, означающая кризис и упадок.


81. Содержание какой из концепций общественного развития соответствует приводимое высказывание: «Обострившееся противоречие между производительными силами и производственными отношениями разрешается путём социальной революции, в результате которой изменяется форма собственности на средства производства, а затем, более или менее постоянно, все основные сферы общественной жизни, что обуславливает возникновение нового типа общества?

а) Цивилизационной;

б) Формационной.
82. Какова специфика способа отражения общественного бытия нравственной формой общественного сознания?

а) с точки зрения интересов связанных с проблемами власти и государственного устройства;

б) с точки зрения добра и зла счастья и несчастья, долга и ответственности;

в) с точки зрения прекрасного и безобразного в жизни и искусстве;

г) с точки зрения законности и незаконности поступков участников общественных отношений.
83. Какова специфика способа отражения общественного бытия политической формой общественного сознания?

а) с точки зрения законности и незаконности поступков участников общественных отношений;

б) с точки зрения прекрасного и безобразного в жизни и искусстве; точки зрения интересов, связанных с проблемами власти и государственного устройства;

г) с точки зрения добра и зла счастья и несчастья, долга и ответственности.


84. Какова специфика способа отражения общественного бытия правовой формой общественного сознания?

а) с точки зрения добра и зла счастья и несчастья, долга и ответственности;

б) с точки зрения законности и незаконности поступков участников

общественных отношений;

в) с точки зрения прекрасного и безобразного в жизни и искусстве;

г) с точки зрения интересов, связанных с проблемами власти и государственного устройства.


85. Какова специфика способа отражения общественного бытия в эстетическом сознании?

а) с точки зрения интересов, связанных с проблемами власти и государственного устройства;

6) с точки зрения прекрасного и безобразного в жизни и искусстве;

в) с точки зрения законности и незаконности поступков участников общественных отношений;

г) с точки зрения добра и зла счастья и несчастья, долга и ответственности.
86. Исходя из понимания специфики нравственного регулирования человеческих отношений, выберите из предлагаемых правил те, которые имеют непосредственное отношение к морали:

а) Надо чистить зубы по утрам;

б) Не лги;

в) Уходя, гасите свет;

г) Гражданин государства должен уважать его законы;

д) Дал слово - держи;

е) Сам погибай, а товарища выручай.
87. Определение «Совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества» относится к понятию:

а) мировоззрение

б) менталитет

в) образование

г) Культура.
88. -«Христос не занимался экономическими или социальными проблемами, но... дал основу, на которой должны быть построены человеческие взаимоотношения».

-«Человеку, уставшему от всепроникающей конкуренции... свойственно стремление найти сообщество близких людей. Таким сообществом в его глазах

может стать религиозная община».

-«Религия... сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков».

О каких функциях религии идёт речь в приводимых высказываниях:

1)Регулятивной

2)Интегративной

3)Компенсаторной


89. Верны ли следующие суждения:

А. «Золотое правило нравственности» гласит: поступай по отношению к другому так, как он поступает по отношению к тебе.

Б. «Золотое правило нравственности» гласит: не делай другому того, чего не хочешь себе.

а) Верно только А

б) Верно только Б

в) Верно А и Б


90. Какие из приводимых черт религиозной картины мира характерны для вероучения всех мировых религий?

А. Удвоение мира с признанием приоритета сверхъестественного;

Б. Признание богоизбранности своего народа;

В. Признание личного бога, сотворившего мир и управляющего им;

Г. Учение о конечных судьбах мира и человека;

Д. Вера в перевоплощение человеческой души после смерти в другие

одушевлённые объекты.

а) Верны все суждения.

б) Верны А, Б и Д.

в) Верны А, В, Г и Д.

г) Верны А, В и Г.
91. К какому понятию относится данное определение: «Одна из сфер человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и человеке»?

а) Образование

б) Наука

в) Философия

г) Духовная культура.
VII. Человек в системе социальных связей.

92. Понятие «человек» означает:

а) Единичного, конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

б) Представителя человеческого рода, обладающего присущими всем людям свойствами и качествами;

в) Субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт и качеств, которые он реализует в процессе общественной жизни;

г) Социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.


93. Понятие индивид означает:

а) Единичного, конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

б) Любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

в) Субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт и качеств, которые он реализует в общественной жизни;

г) Социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.
94. Какое из определений личности является верным?

а) Личность-это конкретный, реальный человек во всей совокупности своих физических и духовных качеств;

б) Личность - это индивид с неповторимо своеобразными чертами, отличающими его от других людей;

в) Личность - это субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт и качеств, неповторимое сочетание которых придаёт ему характер социальной индивидуальности;

г) Личность - это отдельный представитель своего народа, соответствующий определённому идеалу.
95. Какое высказывание о сущности человеческой свободы является верным и наиболее точным?

а) Свобода - возможность поступать как хочется. Свобода - это свобода воли, а воля по своей сущности - всегда свободная воля;

б) Свобода есть осознанная необходимость;

в) Свобода - это наличие у человека выбора и возможностей в удовлетворении им актуализированных потребностей;

г) Свобода - надуманное, нереальное понятие. Человек никогда не может быть свободным, т.к. его деятельность определяется объективными законами природы и общества;

д) Свобода заключается в познании необходимости законов природы и общества и в основной на этом знании возможности использовать законы для определённых целей;

е) Свобода - независимость человеческого поведения от законов природы и общества. Такая независимость возможна потому, что человек является мыслящим и активно действующим существом.
96. К какому понятию относится данное определение: «Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит».

а) Адаптация;

б) Образование;

в) Социализация;

г) Воспитание.
97. Тип мировоззрения, отличительной особенностью которого является то, что оно в решающей мере формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт и здравый смысл:

а) научный;

б) философский;

в) обыденный;

г) религиозный.
98. Сущность человека «в своей действительности … есть совокупность всех общественных отношений». Что хотел подчеркнуть К. Маркс этим высказыванием?

а) Человеческие качества не даются от рождения, а приобретаются только под влиянием воспитания;

б) Биологические свойства человека мало что значат в его жизни;

в) Человек исторически сформировался под решающим воздействием социальных факторов и конкретно воплощает в себе черты общества, в котором живет;



г) Каждый человек является личностью и. следовательно, участвует в общественных отношениях и социальной деятельности;

д) Общественные отношения определяют только главное в человеке, большинство же его качеств связано с биологическими факторами.




Даже если знания отпускаются бесплатно, приходить надо со своей тарой.
ещё >>