1. Политология как наука и научная дисциплина История политической мысли - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция Политология как наука и учебная дисциплина Лекция История... 10 2659.99kb.
Материалы к интернет-тестированию по социологии История 8 2541.47kb.
Программа курса «История русской грамматической мысли» 1 40.83kb.
Развитие политической мысли на Руси и в России 1 334.92kb.
«Идеократическая традиция в российской политической мысли» 19 4855.2kb.
Вопрос 1 История как наука История -гуманитарная наука 11 1663.59kb.
Вопросы для подготовки к зачету с оценкой по предмету «Политология» 1 38.55kb.
Магистратура «История» (1 курс) Ауд 1 41.31kb.
Марксистская политэкономия как направление в экономической мысли 1 163.08kb.
Программа дисциплины «Политология» 1 218.77kb.
Информатика как наука и как учебный предмет. Информатика является... 1 40.49kb.
Савва м. В., Савва е. В 14 1952.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Политология как наука и научная дисциплина История политической мысли - страница №7/7


Вопросы для обсуждения

1. Включили бы Вы в определение политической культуры такие категории как "политическая идеология", "национальный характер", "национальная политическая психология"?

2. Что Вы отнесли бы к определявшим факторам, формирующим политическую культуру общества?

3. Насколько, влияет на формирование установок я политиче­ских ориентации личности политическая культура общества?

4. Должен ли, на Ваш взгляд, гражданин подчиняться полити­ческой элите вследствие компетентности последней?

5. Как Вы оцениваете утверждение Н.Бердяева о том, что русское народничество - порождение раскола эпохи Петра I?



ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ

Идеология - система взглядов того или иного социального или политического субъекта, выражающая его инте­ресы, цели, взгляды и отношение к действительности. Термин "идеология" был введен французским ученым и философом А.Л.Лестют де Гарси в начале XIX века.

Политическая идеология - это, как правило, систематизированное представление политического субъекта (класса, партии, движения и др.) о своем месте в си­стеме политических отношений, о власти и путях использования её в собственных интересах. Идеология связана с интересами тех или иных групп населения, но её разработкой занимаются ученые и профессиональные политики.

Различают три уровня функционирования политической идео­логии: концептуально-теоретический (теории и учения); прог­раммно-политический (программы, манифесты); актуализированные представления на уровне массового политического сознания.

Являясь разновидностью политического сознания, политиче­ская идеология выполняет важную функцию в осуществлении вла­сти, сплачивая людей и направляя их политическое поведение.

К наиболее влиятельным идеологиям современности относят­ся следующие: консерватизм, либерализм, социал-реформизм и коммунизм. Во второй половине XX века заметно активизирова­лись религиозные, этнические и экологические движения и соот­ветствующие им идейно-политические доктрины. ( Доктрина - учение, политическая система)



Консерватизм - идеология, отстаивавшая принципы традиционности и преемственности в общественном развитии, выдвигавшая в качестве основных требований сохранение морального порядка н естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности, отвергающая идею сознательного, целенаправленного изменения общественных отношений. Термин "консерватизм" был введен Ф.Шатобрианом в 1830 году. Основоположником политической идеологии консерватизма счита­ется Э.Бёрк - английский аристократ, государственный дея­тель, выстудивший с острой критикой Великой Французской революции, наблюдателем которой он являлся. Политические идеи Э.Бёрка изложены в его знаменитых книгах: "Размышления о причинах существующего недовольства"(1770 г.) и "Рассуждения революции во Франции" (1790 г.). Консерватизм противостоит не только коммунизму и социал-реформизму, но и либерализму, не­смотря на наличие некоторых общих с ним социально-политических установок: признание частной собственности основой личной сво­боды человека, требование невмешательства государства в сферу экономики, выражение приверженности законности, политическому плюрализму, демократии.

В настоящее время в консерватизме можно выделить три направления: традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм. Первое по традиции делает акцент на превосходстве политических порядков "старых, добрых времен" (основоположники Э.Бёрк и де Мёстр). Второе направление - либертаризм выступает проповедником и защитником идеи неограниченной свободы человека (Ф.Хайек, Дж.Роум, Р.Позик). Третье направление - неоконсерватизм сложилось относительно недавно, во второй половине 70-х годов. Оно несет на себе отпечаток сближения с либера­лизмом (Д.Белл, З.Бжезинский, Н. Кристолл).

Главные принципы и ценности неоконсерватизма следующие: ограничение вмешательства государства в экономику, но призна­ние необходимости усиления его влияния в политической сфере, особенно в отстаивании интересов нации на международной арене и в деле подержания законности и порядка; внимание к вопро­сам морали, права и религии; решительное отрицание идеи государственного капитализма, политики обобществления и национа­лизации ; провозглашение курса на свертывание социальных про­грамм и сужение социальных гарантий.

Несмотря на определенное сближение во взглядах, серьез­ным оппонентом консерватизма во многих странах по-прежнему остается либерализм.

Либерализм - идеология, обосновывающая не­обходимость признания абсолютного суверенитета человека в лю­бой сфере его жизнедеятельности, как необходимого условия нормального развития общества. В разработку идей либерализма внесли заметный вклад Дж.Локк, А.Смит, Д.Юм, И.Кант, Ш. Монтескье, Т.Джефферсон и многие другие известные философа и по­литики.

Основополагающие ценности либерализма следующие: личная независимость и добровольное сотрудничество; частная собствен­ность и рыночная саморегулирующаяся экономика; правовое госу­дарство с ограниченным правой вмешательства в жизнь общества; демократия и свободная конкуренция политических сил и идей.

В конце XIX начале XX веков под влиянием противостояния социал-реформизму классический либерализм был подвергнут ревизии, которая привела к появлению неолиберализма или "социального либерализма", ориентирующегося на ограниченный социальный реформизм и примирение идей равенства и свободы. Это течение постепенно впитывает в себя идеи защиты социально-эко­номических прав граждан, отстаивает рационализм, индивидуализм и антиэтатизм. Именно это обстоятельство и обусловило развитие тенденции к сближению позиции части либералов и консерваторов, и возникновение неоконсерватизма.

Как консерватизм, так и либерализм не могут не считаться с существованием идеологии социал-реформизма, пользующейся достаточно большим влиянием в европейских странах.



Реформизм - идеология преобразования общества путем последовательного его реформирования. Социал-реформизм обосновывает необходимость реформирования капитализма в интересах трудящихся. Именнo этой идеологии придерживается социал-демократия. Теоретическое обоснование политической идеология социал-демократии было дано в трудах Э.Бернштейна (I850-I932), К.Каутского (I854-I938) и Р.Гильфердинга (I877-I94I). Совре­менный теоретический арсенал социал-демократии опирается на идеи кейнсианства. Социал-демократия защищает путь реформист­ского преобразования капиталистического общества и отрицатель­но относится к революционным действиям.

Основополагающие ценности социал-демократии: солидарность, равенство, свобода, справедливость. Они считаются равнозначны­ми и взаимообусловленными. Социально-экономическая программа предусматривает: существование смешанной экономики, государ­ственное регулирование экономики (с помощью экономических ры­чагов и законодательств), развитое социальное законодательство (нацеленное на реализацию принципа социальной справедливо­сти), участие персонала в управлении производством (неокорпаративная модель труда в капитала). Пытаясь приспособиться к новым условиям, социал-демократическая теория и политика тран­сформируется в направлении отказа от крайностей: от жестких установок на общественную собственность ; взят курс на дистанцирование от профсоюзов, чтобы снять обвинение в поддержке корпоративизма; разрабатываются проекты качественного преобра­зования социальных требований и концепции социального государ­ства.

Постоянным оппонентом социал-реформистской политики и теории выступает коммунистическое движение, опирающееся на комплекс идей, названное Сталиным марксизмом-ленинизмом, но во всем мире, называемого коммунизмом.

Коммунизм - идеология, сутью которой являет­ся критика капиталистических отношений с позиций отрицания частной собственности, с позиций коллективизма. Политические идеи коммунистической идеологии базируются на безграничной ве­ре в теорию прогресса, на мессианской трактовке роли рабочего класса в обществе, на утопическом понимании природы человека, на вере в историческую неизбежность революционной замены капи­тализма социализмом.

Её основные принципы: уничтожение частной собственности и переход к государственной, централизованное планирование, приоритет коллективных и государственных интересов над интере­сами личности, руководящая роль рабочего класса и его коммуни­стической партии в обществе.

Распад системы социализма и уход КПСС с исторической сце­ны обострил проблему модернизации коммунистической доктрины. В некоторых странах коммунистические партии перестали существовать (сменили названия или были распущены), но там, где они сохранились, заметна тенденция к сближению с социал-демократией. Вместе с тем, действуют группы и партии, настроенные кон­сервативно, то есть заявляющие о своей верности идеология марксизма-ленинизма.

Кризис коммунистического движения и его идеологий проис­ходит на фоне бурного роста, так называемых альтернативных движений, разрабатывающих свои варианты политической идеоло­гии и культуры.

Идеология альтернативных дви­жений. Разнородный социальный состав обусловливает мо­заичный, эклектичный характер идеологии альтернативистов. Ей свойственна критическая направленность в отношении многих яв­лений современного общества, доходящая до полного отрицания существующего социального строя. Заметно и влияние анархизма, то есть идеи безгосударственного устройства общества.

Программы альтернативных движений включают широкий спектр требований: защита природы, устранение угрозы ядерной войны, воспитание людей в духе новых ценностей, полная занятость и участие трудящихся в управлении производством, прекращение всех форм дискриминации и др.

Haиболеe заметную роль в современном мире играют следующие движения: за новый стиль жизни, экологическое и антивоен­ное. Набирают силу молодежные, феминистские и правозащитные выступления.

В идейном отношении наиболее разработанными являются программы экологических движений, особенно "зеленых". Это обще­ственно-политическое движение возникло в конце 70-х начале 80-х годов. Программные положения партий "зеленых" включают широкий круг требований: охрана природы и среды обитания чело­века, подчинение хозяйственной деятельности требованиям эколо­гического императива, ликвидация крупных экономических струк­тур, проведение мер по обеспечению полной занятости и участию трудящихся в управлении, демократизация государства, защита мира, полного уничтожения оружия массового поражения и др.

Начинало экологическое движение с привлечения внимания общественности к решению глобальных проблем современности и тотальной критики буржуазного общества и его политических институтов. Постепенно сложилось реформаторское крыло, связан­ное с пересмотром отдельных буржуазных ценностей, а не с оп­позицией системе в целом. Но внутри экологического движения есть и течение экоправых, которые высказывают взгляды, что только тоталитарное государство, отменяющее демократические свободы, может предотвратить хаос и экологическую катастрофу. Идеология антивоенного движения объединяет целый спектр идей, обосновывающих необходимость борьбы против милитаризма военной опасности и применения насилия в решении политических проблем. В 20-30 годах возникли первые пацифистские общества и началось быстрое распространение их идеологии. (Пацифизм - отрицает всякие войны, вне зависимости от их характера в це­ли, осуждает любую вооруженную борьбу, влекущую за собой чело­веческие жертвы. В настоящее время в антивоенном движения наблюдается тенденция перерастания его в движение за выжива­ние человечества, за безъядерный, ненасильственный мир.

К альтернативным движениям относятся а так называемые "гражданские инициативы" - их наи­более распространенная, но наименее организованная форма. Центральный момент их деятельности - это борьба за удовлетво­рение каких-либо конкретных требований, а также разработка и реализация социальных проектов. Близки к "гражданским инициа­тивам" организации альтернативного образа жизни пытавшиеся изменить жизнь общества путем создания общин и коммун, альте­рнативных предприятий и организаций;

В целом для альтернативных движений характерно то, что входящие в них организации имеют зачастую большую поддержку, чем традиционные партии, но их развитие сопровождается спада­ми и подъемами активности. Они порождают новые формы социаль­ной жизни и организации, сплачивают, соединяют людей, формиру­ют основу для единства действий различных слоев и групп насе­ления. Следует отметить, что элемент стихийности, свойствен­ный новым социальным движениям, может породить иногда и дест­руктивные действия, особенно в случае усиления националистических настроений.

Этнополитические идея и кон­цепции. Конец XХ века ознаменован явлением так называе­мого "этнического ренессанса" взрывом движений и выступлений на национально-этнической основе, разрабатывающих собственные политические концепции и программы. В связи с этим возникли серьезные проблемы не только на территории бывшего СССР, но я во многих, казавшихся благополучными, сообществах: в Канаде, Испании, Бельгии. Распались Югославия и Чехословакия, не утихают межэтнические конфликты в Индии, Иране, Пакистане, Афганистане, Турции, Ираке, Шри Ланке и некоторых других странах. Поскольку разграничат национальные интересы и националистические настроения весьма сложно, очень трудно найти пути разрешения межэтнических противоречий и конфликтов.

"Этнический ренессанс" породил множество этнополитических концепций, содержащих ряд общих черт:

- требование права на самоопределение этноса;



- претензия на неограниченное владение каждым этносом имеющейся у него территорией или территорией исторического Проживания с её ресурсами;

- выдвижение этнополитических интересов в качестве при­оритетных, что подразумевает превращение государства в инстру­мент зашиты интересов преобладающего в стране этноса или на­ция в создание каких угодно маленьких, но мононациональных суверенных государств.

И без того пестрый конгломерат этнополитических концеп­ций соединяется почти повсеместно с другими политическими идеологиями. Современная история России и других стран СНГ дает много примеров соединения идей суверенитета коренного этноса с религиозными, либеральными, социалистическими и даже коммунистическими идеалами. Довольно часто, как и в других регионах планеты, рост национального самосознания ведет к не­гативным последствиям: отрицанию общечеловеческих ценностей, ущемлению интересов этносов, не имевших своих территорий про­живания, к неразборчивости в средствах достижения целей, к оживлению предрассудков и традиций, осложняющих отношения меж­ду людьми различных национальностей.

Мировое сообщество серьезно озабочено проблемой переведе­ния межэтнических и межнациональных конфликтов в плоскость мирного демократического решения, достижения баланса интере­сов различных этнических групп.

Религиозно-политические док­трины. В последней четверти ХХ века заметно усилилась роль религиозной идеологии в политике. Во многих странах ожи­вился клерикализм – политическое направление, широко использующее религию и церковь в борьбе за власть. Многие религиозные конфессии, также не стоят в стороне от политической жизни. На идейной основе некоторых религий развивается иногда несколько религиозно-политических течений, имеющих противоположные установки.

Наиболее активно в политике участвуют католицизм и властей. Их политические доктрины отличаются целостностью я глубиной проработки. Религиозные политические установки предусматрива­ют, как правило, реализацию представлений, взятых из священ­ных книг, и ограничение властей нормами и градациями религиоз­ной морали.

Католицизм. Большое влияние на политику ока­зывает глава католической церкви - пала, но главный канал воя-действия католицизма на политическую жизнь в Европе - это христианско-демократические партии, сблизившиеся с неоконсерватизмом и воспринявшие его ценности (Бельгия, Италия, Польша, Германия). В Латинской Америке, где проживает 60 % всех католи­ков мира, на основе учения Э. Мунье развивается социал-христи­анское течение, отстаивающее модель персоналистского. плюралистического коммунитарного общества "социального участия". В этом are регионе возникла отличающаяся радикализмом доктрина "теология освобождения", опирающаяся на новую трактовку Библии и некоторые положения, заимствованные у марксизма. Она пытает­ся соединить идею революционного освобождения от экономической и политической зависимости с идеей освобождения человека от "библейского" греха. В 60-х годах "теология освобождения" по­лучила распространение среди негритянского населения США в некоторых странах Африки (Ангола, ЮАР).

Ислам. В исламском мире роль религии в политике тра­диционно велика. Во многом это объясняется популярностью идея халифата-государства, где существует единство политической а религиозной власти. Весьма условно можно выделить три течения внутри ислама: ортодоксальное, модернистское и фундаменталистское. Роль их в политической жизни общества различна.

Ортодоксы - выступают с консервативных пози­ций, идеализируют традиционные общественно-политические отно­шения в обществе, являются противниками перемен.

Модернисты - стремятся адаптировать идеи дела­на я потребностям либерально-демократических преобразований.

Фундаменталисты - выступают за пере­устройство общества на основе установок раннего ислама и кон­цепция халифата. Причем, одни стремятся возродить доктрины Мухамеда в полном объеме, а другие - выборочно. В Средней Азии усиливается влияние ваххобизма - фундаменталистского направления в исламе, выступающего за возвращение к первоначальному исламу отказу от роскоши, песен и танцев, от употребления вина я та­бака. Сторонники этого течения жестоко расправляются с отступниками от веры. Они создали организацию боевиков, которая носит название "Братья-мусульмане" и имеет свой центр в Саудов­ской Аравии.

Подводя итог рассмотрение политических идеологий и полити­ческих течений современности, следует подчеркнуть, что большинство из них являются динамичными образованиями, стремятся своевременно реагировать на изменение ситуации, на возникающие проблемы. Политические идеологии взаимодействуют, то одна, то другая значительно усиливают свое влияние.



Вопросы для обсуждения

1. Характерные черты неоконсервативной идеологии и политики.

2. Настоящее и прошлое либерализма,

3. Философия в ценности социал-демократии,

4. Причины кризиса коммунистической идеологии.

5. Идейный плюрализм альтернативных движений.

6. Пути и формы влияния религии на политику. Что такое клерикаклизм?

7. Идеология "этнического ренессанса" конца ХХ века.



Перечень примерных контрольных вопросов

и заданий для самостоятельной работы


  1. Предмет, структура и социальные функции политической науки.

  2. Место политологии в системе общественных наук.

  3. Основные этапы развития политической науки.

  4. Основные течения в современной политологии.

  5. Понятийно-категориальный аппарат политического знания.

  6. Социально-исторические и культурные предпосылки обособления политологии как науки.

  7. Особенности западноевропейской, восточной и российской традиций в развитии политической мысли.

  8. Сущность и основные черты политики.

  9. Классификация политики.

  10. Соотношение политики и экономики, политики и права.

  11. Субъекты политики.

  12. Личность как первичный объект и субъект политики.

  13. Личность в политике. Мотивация поведения. Политические роли.

  14. Политическая социализация личности.

  15. Понятия и сущность политической власти.

  16. Мотивация, средства и механизм реализации власти.

  17. Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе.

  18. Разделение властей как условие демократического режима.

  19. Легитимность власти и особенности ее формирования при различных политических режимах.

  20. Кризис власти и трансформация властных отношений.

  21. Основные пути формирования органов власти.

  22. Выборы в органы власти. Типология выборов в органы власти.

  23. Понятие структура и типы политических систем.

  24. Государство как основной институт политической системы.

  25. Типы современных государств.

  26. Правовое государство, его сущность, исторические примеры.

  27. Политические партии и партийные системы.

  28. Политические элиты. Особенности российской политической элиты.

  29. Лидерство и его специфика в политической жизни общества.

  30. Содержание понятия «политическая культура».

  31. Политические конфликты и пути их разрешения.

  32. Идеологический фактор в политике. Основные политические идеологии современности.

  33. Особенности политического процесса в современной России.

  34. Тенденции мировой политики и международных отношений в эпоху глобального риска.

  35. Факторы обеспечения национальной безопасности государства.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

  1. Предмет политологии как науки и учебной дисциплины.

  2. Особенности становления политологии в России.

  3. Основные категории, метод и функции политологии.

  4. Современные политические концепции.

  5. Теория и практика современного либерализма.

  6. Консерватизм как политическая теория и практика.

  7. Политическое содержание современной социал-демократии.

  8. Понятие политики и ее современные интерпретации.

  9. Политика и мораль: проблемы современности.

  10. Политика и экономика: модели взаимодействия.

  11. Социальные и институциональные субъекты политики.

  12. Функциональное предназначение и сущность политических систем.

  13. Происхождение, сущность и отличительные признаки государства.

  14. Формы государственной власти и формы правления.

  15. Понятие правового государства и принципы его организации.

  16. Президентская и парламентская республики: общее и особенное.

  17. Политические партии как субъекты политики.

  18. Политическая элита и контрэлита.

  19. Политическое лидерство и его особенности.

  20. Власть как политическая категория.

  21. Средства и механизм осуществления власти.

  22. Основные ветви власти и принцип «разделения властей».

  23. Структурные элементы власти и типология ее источников и ресурсов.

  24. Группы интересов и группы давления.

  25. Силовые структуры в системе власти.

  26. Политическое сознание: сущность, структура.

  27. Система выборов органов власти и типы избирательных систем.

  28. Демократия как форма и ценность общественного устройства.

  29. Политические режимы: сущность и типы.

  30. Тоталитаризм в отечественной истории.

  31. Пути и механизмы демократизации политических режимов.

  32. Уровни и формы массового политического участия.

  33. Права человека и международные «стандарты» в этой области.

  34. Природа и особенности социально-политических конфликтов.

  35. Способы разрешения политических конфликтов.

  36. Политические проблемы межнациональных отношений.

  37. Политическая культура: сущность, функции.

  38. Политический процесс. Особенности политических процессов в России.

  39. Политическая идеология и ее основные функции.

  40. Политические проблемы международных отношений.

  41. Национальная безопасность государства: сущность и содержание.


Примерная тематика рефератов, курсовых работ
1. Становление и развитие политической науки.

2. Предмет и методы политологии.

3. Сущность и специфика политики как обществен­ного явления.

4. Научно-техническая политика и ее специфика.

5. Научно-техническая политика в современной России.

6. Сущность политической власти, её признаки и легитимность.

7. Разделение политической власти в современном мире.

8. Специфика разделения государственной власти в современной России.

9. Конституция РФ об исполнительной власти в России.

10. Федеральное Собрание РФ и его функции.

11. Государственная Дума РФ и ее функции.

12. Демократический политический режим.

13. Тоталитарный режим и его особенности.

14. Авторитарный политический режим.

15. Сущность, основные признаки и функции госу­дарства.

16. Президентская форма государственного правле­ния.

17. Парламентская форма государственного правле­ния.

18. Гражданское общество, его отличительные чер­ты.

19. Сущность политической партии и её функции.

20. Партийные системы и их типы.

21. Особенности многопартийной системы в совре­менной России.

22. Политические блоки и движения в современной России.

23. Сущность и функции политического лидерства.

24. Типология политического лидерства.

25. Политические лидеры современной России.

26. Сущность и функции политической элиты.

27. Система рекрутирования политической элиты.

28. Особенности эволюции политической элиты со­временной России.

29. Инженеры в политической элите современной России.

30. Политические конфликты и их специфика.

31. Этнические конфликты и пути их урегулирова­ния.

32. Сущность политического сознания и механизм его формирования.

33. Политическая идеология, ее содержание.

34. Идейно-политическое поле современной Рос­сии.

35. Политическая культура как органическая часть общей культуры.

36. Взаимодействие политической культуры и поли­тического процесса.

37. Сущность политической социализации личности.

38. Особенности политической социализации со­временной российской молодежи.

39. Политическая социализация студентов техниче­ских вузов.

40. Взаимосвязь внутренней и внешней политики.

41. Субъекты мировой политики и международных отношений.

42. Геополитика как наука.

43. Геополитический фактор во внешней политике РФ.

44. Сущность и специфика прикладной политологии.

45. Основы политического анализа.

46. Методы оценки политической обстановки.

47. Особенности политических кампаний, выборов и референдумов.

48. Политический менеджмент и его роль в управле­нии политическими событиями.

49. Сущность и методы политического прогнозиро­вания.

50. Прогнозирование политического будущего Рос­сии.

51. Сравнительная политология и её методы.

52. Сравнительный анализ демократии: Запад — Россия.

53. Сравнительный анализ формы правления: США — Российская Федерация.

54. Комплексный подход в сравнительном анализ политических культур.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Общая и прикладная политология / Под ред. Н.И. Жукова и Б.И. Краснова, - М., МГСУ, 1997.

2. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д.Перевалова-М., 1997.

3. Малышев А.Ю. Российская Федерация: становление и развитие Государственности / Нов., 2000.

4. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. « Финансы и статистика», 1999. - 336 с.

5. Политология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. / Гуманитарно-экономический негос. ин-т. Респ. Беларусь.-Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1997. - 384 с.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1996.-447 с.

7. Р. Т. Мухаев Политология. М, 2000.

8. Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л В Зотова. Политология. М, 1999.

9. А Ф. Никитин. Политика и право. М, 1995.

10. И Н Гомеров, А В Лифанов. Политическая наука / Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 1996.

11. Авторитаризм в современном миpe // Латинская Америка № 2, 1990.

12. Лейбхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы // Полис. №1-2, 1992.

13. Мирский Г. Авторитаризм и власть военных в «третьем мире». // Мировая экономика и международные отношения. № 7,1989.

14. Урнов М.Ю. Освобождение от авторитаризма // Политические исследования. № 1, 1991.

15. Фадеев Д.А От авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода. // Полис. 1-2, 1992.

16. Общая и прикладная политология. МГСУ, М., 1997. Стр. 210-237.

17. Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений. Социально-политический журнал, 1994, №6.

18. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Полис, 1996, №3.

19. Амелин В. Н. Социология политики. М., 1992.

20. Болл Т. Власть. Полис, 1993, №5.

21. Силин А. А. Философия и психология власти. Свободная мысль, 1995, №12.

22. Демидов В. И. Ценностные измерения власти. Полис, 1996, №3.

23. Ильин В. В. Власть. Вестник Московского Университета, серия 12, 1992, №3-7.

24. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №7.

25. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1986.

26. История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1988.

27. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993-№8.

28. Клямкин И.М- Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит, иссл. 1993- №5.

29. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

30. Вятр Е. Лекции по политологии. Т- 1. Типология политических режимов. 1991.

31. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. М., Культурная инициатива.

32. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск., 1989.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сибирская государственная геодезическая академия



М.Н.Колоткин

ПОЛИТОЛОГИЯ

Новосибирск 2001

УДК32:1/075

Рецензенты:

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Новосибирского института экономики и менеджмента

Д.Я. Резун

Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Сибирской государственной геодезической академии,

Е.И. Антипова

Колоткин М.Н.

Политология: Учебно-метод. пособие.-Новосибирск: СГГА, 2001.-100 с.


Учебно—методическое пособие составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и специально-экономические дисциплины» Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Пособие предназначено для студентов, изучающих социологию в качестве обязательной общеобразовательной гуманитарной дисциплины.

УДК 32:1/075

ISBN 5-8013-0015-5 Сибирская государственная

геодезическая академия (СГГА),2001.

Колоткин М.Н., 2001.

Учебное издание


Колоткин Михаил Николаевич



ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

для студентов всех форм обучения

Редактор


Компьютерная верстка

Редакционно-издательский отдел СГГА



630108, Новосибирск, 10.
Отпечатано в картопечатной лаборатории СГГА

630108, Новосибирск, 8.
<< предыдущая страница  



Память — единственный рай, из которого нас не могут изгнать. Жан Поль
ещё >>