1. Политология как наука и научная дисциплина История политической мысли - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция Политология как наука и учебная дисциплина Лекция История... 10 2659.99kb.
Материалы к интернет-тестированию по социологии История 8 2541.47kb.
Программа курса «История русской грамматической мысли» 1 40.83kb.
Развитие политической мысли на Руси и в России 1 334.92kb.
«Идеократическая традиция в российской политической мысли» 19 4855.2kb.
Вопрос 1 История как наука История -гуманитарная наука 11 1663.59kb.
Вопросы для подготовки к зачету с оценкой по предмету «Политология» 1 38.55kb.
Магистратура «История» (1 курс) Ауд 1 41.31kb.
Марксистская политэкономия как направление в экономической мысли 1 163.08kb.
Программа дисциплины «Политология» 1 218.77kb.
Информатика как наука и как учебный предмет. Информатика является... 1 40.49kb.
Савва м. В., Савва е. В 14 1952.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Политология как наука и научная дисциплина История политической мысли - страница №1/7

ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Политология как наука и научная дисциплина……………………….

2. История политической мысли……………………………………………

3. Власть: генезис, компоненты, методы функционирования…………….

4. Понятие «политической системы», ее структура и функции………….

5. Государство как институт политической системы………………………

6. Партии и партийные системы……………………………………………..

7. Понятие и теории элит…………………………………………………….

8. Политические процессы и их динамика…………………………………..

9. Понятие политического режима…………………………………………..

10. Политическое лидерство: природа, функции и типология…………….

11. Политическая культура…………………………………………………..

Тематика контрольных работ и рефератов…………………………………



Глава 1.

Политология как наука и учебная дисциплина

Термин «политология» образовался от греческих слов - politik (государственные или общественные дела) и logos (слово, учение), что буквально означает «политическая наука» или «наука о политике». И действительно, политология исследует политическую жизнь общества к самых различных ее проявлениях. Она, в частности, изучает

• проблемы политической власти и взаимоотношений людей;

• их политические интересы, взгляды и позиции;

• деятельность политических институтов (прежде всего государства и партий);

• внешнюю политику государств, роль международных организаций и т. д. Становление политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины состоялось на рубеже Х1Х-ХХ вв., а окончательное оформление - уже после Второй мировой войны, с созданием (1949) Международной ассоциации политической науки под эгидой ЮНЕСКО.

В России в конце XIX - начале XX в. политическая наука тоже развивалась достаточно интенсивно. Однако после большевистского Октября 1917 г это развитие остановилось - вплоть до конца 1980-х гг. Место политологии в советский период заняли такие идеологизированные дисциплины, как научный коммунизм, история КПСС и другие.

В посткоммунистический период развития нашего государства политическая наука вновь обрела права гражданства в России и оказалась как нельзя более кстати. Дело в том, что резкий перелом в жизни российского общества, вступившего на путь к рынку и демократии, привел многих людей в состояние новой идеологической растерянности. С разных сторон на них обрушились анархистские, националистические, религиозно-фанатические и другие экстремистские и антиобщественные идеи о национальной исключительности отдельных народов, их безграничном суверенитете, абсолютной свободе и «демократической» вседозволенности. Возникли десятки различных партий и движений, в политику «ударились» сотни тысяч новых людей.

Положение усложняется тем, что у россиян пока нет единой путеводной нити - общенациональной идеи, которая бы сплачивала людей и определяла захватывающую всех перспективу развития общества. В этих трудных условиях идеологической и политической «неразберихи» политология приобретает особо важное значение.
Предмет политологии, её функции в современном обществе
Понимание сущности и специфики политологии невозможно без определения объекта и предмета этой науки.

Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных основополагающих общественных образований. Хотя понятие "политика" привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и со­ответственно сложностью его познания.

Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногласия в оценке границ, содержания политологии, круга охватываемых ею проблем и даже названии этой области знания. Наряду с понятием "политология" широко употребляются термины "политическая наука", "политические науки".

Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую психологию и другие политические дисциплины. Политология предстает здесь как междисциплинарная сфера гуманитарного знания с высокой степенью сложности и многомерной структурой. Ее интересует весь "мир политического" как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, инсти­тутами, принципами, нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества.

Политология в таком ее понимании объясняет не только отдельные аспекты политической действительности, но в синтезе - всю совокупность и развитие политических отношений и политической практики. Политология как интегративная, комплексная отрасль современных знаний имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития.

Согласно другой точке зрения, политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Как относительно самостоятельная область политических исследований, она не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет изучения. Предметом политологии в узком смысле слова являются закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе.

Категория власти наиболее полно выражает сущность и содержание феномена политики. Своеобразие политологии заключается в том, что все социально-политические явления и процессы она рассматривает через призму политической власти. Исследование политической власти предполагает выяснение ее объекта и субъектов, целей власти, которые формулируются политической идеологией; функций власти, т.е. ее основных задач, направлений деятельности; механизмов, структуры власти (политических систем); способов ее осуществления (политических режимов) и т.д.

Главное назначение политологии - делать людей политически культурными личностями. Люди не должны позволять политикам обращаться с собой как с послушной массой, которую можно дурачить и использовать в личных целях. А для этого необходимо быть социологически и политически грамотными, информированными в вопросах текущей политики.

Политология помогает глубже понять логику общественного развития; дает знания основ политической жизни, государственного устройства и международной политики. Она проясняет различия политических режимов, партий и лидеров; раскрывает суть правового государства и гражданского общества, которые так нужны будущей сильной России. Политология учит культуре цивилизованных взаимоотношений людей.

Политические знания важны как для индивидов, так и для общества в целом. Отдельному человеку они необходимы для того, чтобы не оказаться в положении простой пешки в чужой политической игре; чтобы уметь отличить политика-пустозвона, своекорыстного и сладкоголосого болтуна от человека дела, искренне озабоченного процветанием своей страны; чтобы сознательно участвовать в выборах, референдумах, в контроле за деятельностью властей и других демократических процедурах; правильно понимать свое место и роль в обществе, свои права и обязанности, и быть способным защищать личные интересы в нем; уметь решать свои жизненные проблемы в цивилизованном сотрудничестве с другими людьми: уважая их интересы, идя на компромиссы для смягчения неизбежных конфликтов, не допуская проявления эгоцентризма, нетерпимости и эмоциональной неуравновешенности.

Обществу в целом политическая грамотность его граждан нужна, чтобы быть открытым, демократическим и цивилизованным социумом сознательных, свободных и ответственных людей, которые не дадут власть в руки эгоистичных и некомпетентных политиков, не допустят произвола и беззакония, антигуманных и неэффективных форм социальной жизни.
Глава 2

История политической мысли
История политических учений является одной из важнейших, органических частей духовной культуры человечества. В ней содержится огромный опыт многих поколений мыслителей, занимавшихся исследованием проблем политики, власти, государства. Этот опыт принадлежит не только истории, но и современности, продолжая воздействовать на политические процессы и идейные движения, на эволюцию политического теоретического знания.

Политическая мысль Древнего мира

Возникновение политической мысли у древних народов восходит к религиозно-мифологическим истокам. Земные порядки, согласно мифологическим представлениям, являются частью общемировых, космических. При этом мифы не просто объясняли, но и доказывали правомерность сложившегося общественного и государственного устройства, упорядочивали верования и правила поведения. Мифическая «политическая космология» обосновала идею божественного первоисточника социальных и политических порядков (таков миф о божественном происхождении власти императора Китая, миф о богах как о первоначальных правителях и законодателях в Греции и др.).

Определенная рационализация политических представлений в культурных центрах Древнего мира происходит в 1 тысячелетии до новой эры. Процесс становления собственно политической мысли сопровождался активным обсуждением социальных проблем, попыткой их объяснения, а также выработкой понятий, принципов, теоретических положений в области политики.

Зарождение политической науки как самостоятельной дисциплины связано с именем древнегреческого мыслителя Аристотеля. Ему принадлежит первенство в создании эмпирической (опытной) методологии политических исследований. Государство, по Аристотелю, возникает естественным путем для достижения блага людей и представляет собой политическую организацию. Каждое государство имеет свою форму, которая определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, Аристотель различал правильные и неправильные формы: в правильных властители радеют за общую пользу, в неправильных отстаивают личное благо. В самой правильной форме государства – политии правит большинство. Полития соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Аристотель высказал ряд глубоких положений о природе справедливости и равенства и впервые указал на зависимость формы государства от состояния его элементов (социальных групп).

Взгляды Аристотеля получили широкую известность в средневековых философских и политических теориях, где господствовала теологическая форма мышления. Выражением официального учения церкви в средние века в Западной Европе было учение Фомы Аквинского. Он обосновал теорию божественного происхождения государства и стремился доказать превосходство духовной власти над светской. Аквинский разработал своеобразный критерий оценки правомерности политической власти (моральный характер правления) и на основе этого построил классификацию форм государства. Политическую науку он рассматривал как область знания, относящуюся к управлению государством. Главным целям этой науки, в трактовке Аквинского, является имитация природы и достижение совершенства в человеческих отношениях.

Политические идеи нового времени и эпохи просвещения

В эпоху европейского Возрождения происходит становление ранней буржуазной политической идеологии, направленной против теории и практики феодализма.

Освобождение политической мысли от средневекового религиозного мировоззрения связано с формированием новых методов познания государства, политики, общества. Новизна этой методологии заключалась в изучении конкретных исторических фактов и их обобщении.

Наиболее значительным представителем политической мысли Возрождения является Никколо Макиавели. Вместо средневекой концепции божественного предопределения он выдвинул идею объективной исторической необходимости и закономерности. Ему принадлежит обоснование политики как опытной науки, свободной от христианской морали. Он ввел новый политический термин – stato – «государство». Государство в теории Макиавелли означает политическое состояние общества, которое есть результат борьбы сословий – аристократии (дворянства) и народа. Важным компонентом государства является политическая власть, выражающаяся в способности правящих лиц принудить управляемых к повиновению. Формы государства Макиавелли рассматривал в зависимости от числа правящих лиц (единовластие, правление немногих и правление всего народа). Он справедливо полагал, что становление форм государства зависит от многих факторов: экономических, военных, территориальных и других. Особое внимание Макиавелли уделял психологическим аспектам политики и формированию правил политического искусства.

В период буржуазных революций XVII в. в Голландии и Англии формируются политические идеи, которые определили направление развития политической науки эпохи Просвещения. В борьбе с феодально-абсолютистской государственностью, в строгой полемике с ее приверженцами было разработано множество плодотворных концепций и взглядов. Среди них теория общественного договора и доктрина естественного права.

Выдающийся вклад в разработку политико-правовой идеологии принадлежит голландскому мыслителю Гуго Гроцию. Ему была свойственна правовая трактовка социально-политических проблем. Гроций стремился показать, что государство и законы имеют своим источником естественное право, или «предписания здравого разума». Он полагал, что человеку как социальному существу пресуще стремление к общению на основе разумных правил. Гроций рассматривал государство как союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. По социальному смыслу государство выступает как соглашение большинства против меньшинства. Действия верховной власти в нем не подчинены никакой другой, она суверенна. Носителем власти выступает одно или несколько лиц. Форма государства не имеет существенного значения, ибо народ может избрать любой образ правления. Вместе с тем очевидно отрицательное отношение Гроция к тирании и предпочтение монархической и аристократической форм правления.

Итогом идейных исканий эпохи революции в Англии в XVII в. явилась политическая теория Джона Локка. В своих политических трактатах он стремился опровергнуть идею о всесилии политической власти. Единственный законный источник политической власти он обнаруживал в общественном договоре, то есть в соглашении народа на создание политического сообщества. Государственная власть, по Локку, имеет четко определенные обязанности и не может покушаться на неотчуждаемые права граждан (право собственности, свободу мнений и веры). Локк предусматривал особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки полномочий. Его важнейшие компоненты – принцип разделения властей и законность. Чтобы не допустить концентрации власти в одних руках, Локк предлагал разъединить законодательную и исполнительную власти и четко регламентировать деятельность государственных органов. Сформулированные им политические принципы стали в последствии основой буржуазной государственности.

Идеи о «естественном праве» и «общественном договоре» были наиболее полно использованы французскими мыслителями, которые идеологически подготовили французскую революцию 1789-1794 гг.

Раннебуржуазная идеология активно занималась теорией политического механизма, которым следовало заменить абсолютную монархию. Идеал такого механизма воплотился в учении о разделении властей, получившем наиболее законченную форму Шарля Луи Монтескье. Цель этой теории – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством. Разделение властей, согласно Монтескье, вытекает из разделения труда в процессе осуществления власти. Речь, по существу, шла о разделении компетенции в государственном аппарате. Законодательная власть является выражением общей воли. Ее главное назначение состоит в формулировании законов, обязательных для всех граждан. Исполнительная власть в проекте Монтескье выступает как орган общей воли государства. Ее функция – исполнять законы, созданные собранием представителей. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновение частных лиц. Монтескье предлагал передать ее представителям народа. В его позиции содержалась вера в возможность установления новых прогрессивных общественных отношений.

В учении Жана Жака Руссо получила наибольшую завершенность идея общественного договора. В отличие от Гроция и Локка, Руссо полагал, что в естественном состоянии существовали свобода и равенство людей. Возникновение общественного неравенства он связывал с появлением частной собственности и государства. Основу всякой законной власти Руссо обнаруживал в соглашении людей, выраженном в общественном договоре, существо которого сводится к тому, что каждый человек отдает свою личность под высшее руководство общей воли и тем самым становится ее участником. Таким образом властью обладают все участники соглашения, называющиеся в целом сувереном. Законодательной властью, согласно Руссо, обладает только народ, решению которого принадлежит решение вопроса о форме правительства. Согласно концепции народного суверенитета Руссо все члены общества должны участвовать в управлении государством. С чисто просветительских позиций он отстаивал идею равенства и свободы, декларируя при этом необходимость равномерного распределения частной собственности.



Политические теории XIX-XX вв.

В конце XVIII – первой половине XIX в. происходит утверждение и развитие капиталистической цивилизации с ее устоями – частной собственностью, свободной конкуренцией и частной инициативой. В соответствии с этим началось создание новой политической и правовой системы. Ведущим направлением политической мысли данного периода является либерализм (от латинского liberalis – «свободный»). Либералы (Бенжамин Констан, Иеремия Бентам и др.) обосновали различные права и свободы граждан, прежде всего неприкосновенность личности, свободу частной собственности и промышленной конкуренции, а также отстаивали идею невмешательства государства государства в экономику. Политическая свобода, по мнению Констата, служит лишь средством для обеспечения гражданской свободы. Власть, нарушающая гражданскую свободу, превращается в тиранию. Отсюда следовал вывод о том, что политическая власть не должна быть абсолютной. Границей для нее служат права индивида и система разделения и равновесия властей. Важным моментом в теории либерализма являлось выделение гражданского общества и государства как самостоятельных сфер жизни.

Развитие политической мысли первой половины XIX в. сопровождалось не только смещением ее идеологической направленности, но и преобразованиями в познавательно-методологическом плане. Возникает позитивизм, у истоков которого стоял Огюст Конт. Это течение способствовало развитию эмпирических исследований политики. Задачей позитивистской социологии Конт считал систематизацию

социальной жизни и теоретическое обоснование нового социально-политического устройства – социократии, главную цель которой он видел в установлении прочного порядка и обеспечении прогресса, то есть в эволюционном развитии буржуазной системы. В контовской социократии сохраняются классы капиталистов и рабочих, царит строгая иерархия и торжествует солидарность классов. Политическая власть должна принадлежать банкирам, а духовная – ученым. Рабочим в социократии отведено место простых исполнителей. По существу, контовская «политическая ассоциация» сливается с обществом и поглощает его. Свобода личности приносится в жертву политической власти. Антилиберальный проект Конта в дальнейшем не получил развития. Однако его идеи о позитивистском подходе к исследованию политических явлений оказали значительное влияние на развитие политической социологии.

В 40-е гг. XIX в. зарождается марксизм, который становится впоследствии одной из самых влиятельных идеологий. Карл Маркс в своей политической доктрине выдвигал идею об определяющем влиянии способа производства на государство и политику, абсолютизировал классовую природу политических отношений. Государство рассматривалось как продукт отчуждения труда, как результат господства частной собственност Марксизму был свойственнен деструктивный взгляд на проблемы политической власти и бюрократии. В его основе лежало предстовление о временности бюрократии, подлежащей немедленному устранению после завоевания пролетариатом политической власти в социалистической революции. На смену буржуазной демократии, согласно марксизму, должна прийти демократия пролетарская, означающая тотальное участие народа в управлении государством. Полное народовластие и развитие самоуправления должно было привести к постепенному отмиранию государства и политики.

Бурное общественное развитие и обострение политических проблем в ХХ в. привели к расширению исследований ученых-обществоведов. В зависимости от ориентации на те или иные силы, интересы и тенденции политического развития сложились такие направления политической мысли, как неолиберализм, неоконсерватизм, реформизм и др. Разнородность свойственна политическим теориям не только в идеологическом, но и в философско-методологическом плане. На рубеже Х1Х – ХХ вв. происходит становление самостоятельной политической науки, отделившейся от правоведения.

Одним из наиболее значительных представителей политической социологии начала ХХ в. являлся Маркс Вебер. В его социологическом учении важное место занимала проблема бюрократии, тесно связанная с вопросом политической власти. Бюрократия рассматривалась им как «инструмент власти», который обеспечивает упорядоченное существование общества. Исследуя феномен бюрократии, Вебер пришел к заключению о всеобщем характере этого явления. Бюрократизация развивалась в различных обществах и укоренялась в сфере не только политики, но и экономики и других областях социальной жизни. Считая необходимым существование профессионального чиновничества, Вебер в тоже время отмечал опасность тотальной бюрократизации общества. Он предлагал создать механизм контроля над бюрократическим аппаратом. «Противовесы» бюрократизации он усматривал, с одной стороны, в демократии, а с другой – в харизме политических лидеров, обладавших необыденным личным даром, выдающейся силой духа. Основные методологические идеи Вебера в области исследования политической власти во многом определяют направленность современной политической социологии.

Видное место в политической науке современности занимает элитистская теория. Одним из ее основателей был итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето, которому принадлежит термин «элита». Пареот пытался выявить характерные черты господствующих в обществе групп и стремился определить процесс, при помощи которого происходят изменения в классовой структуре. Политическую жизнь он рассматривал как борьбу и смену элит. Парето разработал критерии принадлежности к элите, предложив систему баллов. Группа, получившая наивысшие оценки,

определялась им в качестве избранного класса, или элиты. Общество в целом, согласно Парето, состоит из элиты (правящей и неправящей) и низшего, неизбранного класса. Возникновение и существование правящей элиты он объяснял главным образом психологическими свойствами людей. Парето подчеркивал мысль о неустойчивости правящей элиты, постоянной борьбе входящих нее групп, о процессе непрерывного изменения господствующего класса. В руках Парето были поставлены важные проблемы структуры политической власти и группового характера ее реализации.

Вариантом элитистской теории являлась концепция «олигархии», разработанная Робертом Михельсом. Главная цель этой концепции состояла в доказывании невозможности осуществления принципов демократии в политической жизни. По мнению Михельса, «господствующий класс» сталкивается с необходимостью организации масс для участия в политическом процессе. Наибольшей эффективности добиваются те политические организации, которые способны обеспечить поддержку своих целей со стороны организованных масс. Однако сам «принцип организации», приводит к бюрократизации массовых политических структур. По мере их развития демократия приходит в упадок, превращаясь в олигархию. Согласно концепции Михельса, это происходит в процессе взаимодействия трех факторов: технических свойств политической организации, психических свойств организованных масс и психических характеристик политических лидеров. Весь комплекс тенденций, ведущих к возникновению олигархической структуры власти, Михельс назвал «железным законом олигархии».

Конкретно-социологические исследования политической жизни получили активное развитие в американской политической науке. Новый подход в анализе государственного управления наиболее рельефно проявился в работах Артура Бентли, одного из родоначальников теории «заинтересованных групп». В основе теории Бентли и его подхода к изучению политического процесса лежит понятие деятельности людей. С точки зрения Бентли, деятельность людей, которая опирается на их интересы, осуществляется не индивидуально, а посредством групп. Поэтому группа рассматривалась им как массовая человеческая деятельность. Интерес группы определяется не программами и заявлениями о ее целях, а фактически наблюдаемой деятельностью и поведением ее членов. Бентли выступал против рассмотрения идей и идеалов в качестве первопричины группового поведения, тем самым он недооценивал роль политического сознания и политической культуры в целом. Политические отношения трактовались Бентли как процесс борьбы заинтересованных групп, в ходе которого осуществляется давление на правительство. Конгресс, президент, суды, согласно Бентли, представляют собой лишь «официальные» заинтересованные группы. Использование эмпирических и количественных методов в политологическом исследовании, социологический анализ групповой деятельности снискали ученому репутацию одного из основоположников конкретно-социологического подхода к государственному управлению США.

Дальнейшее развитие американской политической науки было ускорено значительным ростом государственного аппарата и исполнительной власти после первой мировой войны. Разработка практических рекомендаций для реформаторской деятельности в области государственного управления потребовала новой методологии политических исследований. Американские политологи и государствоведы все чаще стали обращаться к научным дисциплинам, изучающим реальные социальные структуры и процессы, и прежде всего к социологии.

В 20-30-е годы новая методологическая ориентация была связана с работами Чарльза Мерриама. По его инициативе из социальной психологии заимствована концепция Терстоуна, согласно которой изучение поведения человека должно основываться на анализе его установок. Считалось, что такой анализ мог осуществляться путем создания шкалы мнений, полученных в результате опросов. В политических исследованиях зарождается движение, известное под названием «бихевиоризм».

Мерриам и его последователи провозгласили актуальность изучения человеческого поведения в группах, в институтах власти и в политическом процессе в целом. При этом основным объектом политико-бихевиористских исследований становится политическая власть.

После второй мировой войны бихевиоризм широко распространяется в политической науке США. Решающую роль в этом сыграла «чикагская школа» (по названию университета), где получили образование ведущие политологи 50-60-х годов. Бихевиоризм в политической науке представляет собой методологическую ориентацию, цель которой состоит в анализе всех феноменов государственного управления в терминах наблюдаемого поведения человека. По мнению бихевиористов, в результате изучения фактического поведения можно установить лежащие в его основе намерения и мотивации как отдельных людей, так и целых групп. Основополагающими принципами бихевиористской политологии провозглашаются требования научной нейтральности, опора на данные эмпирических обследований, их строгая систематизация и математическая обработка. Современная бихевиористская методология и теория развиваются на основе социологического анализа по различным направлениям: поведение избирателей и общественное мнение (Роджер Кей), политическое лидерство (Генри Ласуелл), политическая социализация (Девид Истон, Лейни Денис), политическая культура (Годмен Алмонд, Перел Верба) и др.

В первой половине ХХ в. В связи с развитием государственно – монополистического капитализма возрастает роль государственных структур в европейских странах и США. Этот процесс привел к кризису идей классического либерализма и вызвал появление доктрины «государственного регулирования». Сторонники активного государственного вмешательства в экономику (Джон Кейнс и др.) полагали, что ограничение свободы в рамках системы централизованного планирования есть жертва, необходимая для достижения более важной цели – обеспечение более достойной жизни основной массы населения. Создание смешанной экономики, активная регулирующая роль государства и политика социальных услуг рассматривались в качестве пути к «государству всеобщего благоденствия», в котором сторонники данной концепции видели альтернативу не только домонолистическому капитализму, но и социализму.

В защиту принципов и идей либерализма в 40-е годы ХХ в. выступил австрийский экономист и политолог Фридрих Хайек. В своих работах он исследовал предпосылки и следствия двух альтернативных способов организации социальной жизни – либерализма и тоталитаризма (причем последний он отождествлял с социализмом). Под тоталитаризмом он понимал неизбежные практические результаты осуществления коллективистских проектов. Его источником служит организация жизни общества по единому плану. Практическое его осуществление, согласно Хайеку, начинается с замены спонтанного рыночного порядка плановым руководством, вслед за этим рушатся ценности и опры свободного общества – демократия, правозаконность, личная независимость, свободомыслие и т.д., твердые юридические правила сменяются предписаниями и инструкциями, верховенство права заменяется верховенством политической власти, а ограниченная форма правления – неогранниченной. Процесс поглощения общества государством завершается установлением тоталитарного строя. В концепции Хайека выделяются два принципиальных положения. Первое состоит в том, что фундаментом всех прав и свобод личности оказывается свобода экономическая, с уничтожением которой рушится строение либерального общества. Второе заключается в том, что утверждение тоталитаризма есть неизбежный результат переноса на современное общество принципов, по которым живут автономные организации типа фабрики или армии. Философия свободы Хайека, восстанавливающая ценности классического либерализма, получает все большее утверждение, особенно в связи с кризисом в 70-е годы кейнсианской модели государственного регулирования и крушением доктрины «реального социализма».

В последние десятилетия мировое распространение получили технократические теории. Заметной вехой в истории технократических доктрин явилась концепция Джозефа Барнхема. С его точки зрения в результате бурных технологических процессов произошла «революция» в политической власти и государственном управлении, что связано с образованием класса менеджеров. Огосударствленная экономика является основой их политического господства. Барнхем утверждает, что государство все более превращается в собственность менеджеров. Благодаря своему положению «контролеров» общества они становятся привилегированным классом, способным к самовоспроизводству. В будущем, полагает Барнхем, на планете установится единое технократическое государство во главе с комитетом директоров-технократов.

Технократические идеи все более перерастают рамки специальной доктрины и вплавляются в другие ведущие теории (конвергенции, элитизма, плюралистической демократии и др.).


следующая страница >>



У нас от мысли до мысли пять тысяч верст. Петр Вяземский
ещё >>