1. общая характеристика специальности 012300 биохимия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания к самостоятельной работе студентов Красноярск... 1 148.69kb.
Общая биохимия 577(075) Б63 Биохимия специализированных тканей 4 666.95kb.
Учебная программа для специальности 1-31 01 01 Биология, специализаций... 1 105.71kb.
1. Общая характеристика специальности 5 594.61kb.
1. Общая характеристика специальности 0517 Библиотековедение 3 493.22kb.
1. общая характеристика специальности 013100 – экология 3 460.58kb.
Общая характеристика специальности 151001Технология машиностроения 1 45.56kb.
1. Общая характеристика специальности 020700 История 1 394.97kb.
1. общая характеристика специальности 011600 биология 2 429.59kb.
1. Общая характеристика специальности 2405 Морское судовождение 1 370.68kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 03. 3 421.9kb.
О. А. Апариной Руководителю Управления 1 24.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. общая характеристика специальности 012300 биохимия - страница №2/2

Всего часов теоретического обучения 142 недели 7630 часов


Практики 38 недель 2006 часов

Итого 9636 часов
5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 012300 БИОХИМИЯ
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

- Теоретическое обучение - 142 недели;

- Практики – 38 недель:

учебные практики, в том числе

зоолого-ботаническая – 8 недель

физико-химические методы в биологии - 5 недель;

экологическая – 3 недели;

по специализации – 12 недель;

преддипломная – 10 недель;


  • Экзаменационные сессии – 26 недель;

  • Итоговая государственная аттестация,
    включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы - 16недель;

  • Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - 38 недель.

  • Итого – 260 недель

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по очно-заочной форме обучения увеличиваются до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

По решению Совета ВУЗа для разных дисциплин, входящих в циклы ГСЭ, ЕН, ОПД, и СД, может устанавливаться разное соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы в пределах общей трудоемкости, в зависимости от объема необходимых лекционных, практических и лабораторных занятий, условий их реализации, что учитывается при составлении конкретных учебных планов.



5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 16 часов в неделю.

Учебный план по очно-заочной форме обучения по набору дисциплин должен быть максимально приближен к учебному плану очной формы обучения, а по объему часов аудиторных занятий составлять не менее 60%.



5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
012300 БИОХИМИЯ

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки специалиста-биохимика:
6.1.1 Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для специалиста на основе настоящего государственного стандарта подготовки специалиста и примерной основной образовательной программы, утвержденных Минобразованием России.

Выполнение суммарного объема "дисциплин по выбору студента" соответствующего цикла дисциплин, предусмотренного учебным планом высшего учебного заведения, являются обязательным для изучения студентом, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом, не являются обязательными для изучения студентом.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка. (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в конкретных областях деятельности по профилю данной специальности. Специализации предлагаются вузами и проходят утверждение в УМО.

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и вы-полняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По решению Совета вуза могут включаться также курсовые работы по специализации.
6.1.2 При разработке своей основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:


  • изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин – в пределах 10%, для дисциплин, входящих в цикл – в пределах 15% при сохранении минимального содержания, указанного в данной программе;




  • осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;




  • устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с общепрофессиональными дисциплинами направления;




  • реализовывать дисциплину "Общая биология" в рамках цикла математических и естественнонаучных дисциплин или ее разделы включать в программы дисциплин цикла общепрофессиональных дисциплин направления;




  • осуществлять преподавание укрупненных общепрофессиональных дисциплин от-дельными курсами, с соблюдением общего числа часов;




  • устанавливать ежегодно наименование и объем дисциплин, предлагаемых студен-там по выбору, и утверждать их программы;




  • устанавливать специальные дисциплины по конкретным областям специализации и формы аттестаций по ним;


6.1.3 При разработке своей основной образовательной программы высшее учебное заведение обязано:

включать в качестве обязательных дисциплины “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины цикла ГСЭ могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объедигнение в междисциплинарные курсы при сохранениии обязательного минимума содержания.



6.2 Кадровые условия

Подготовка специалиста-биохимика проводится на биологических факультетах или отделениях, на кафедрах биохимии. Реализация основной образовательной программы специалиста-биохимика должна обеспечиваться преподавателями, имеющими базовое образование и/или опыт работы и публикации по профилю преподаваемых дисциплин, систематически ведущих научную и научно-методическую работу, подтвержденную публикациями. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями должна быть не менее 67%. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Научными руководителями дипломных исследований должны быть высоко-квалифицированные специалисты, работающие в области биохимии, в которой вы-полняется выпускная квалификационная работа, и имеющие опыт научного руководства студентами или аспирантами.
6.3 Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по специальности 012300 Биохимия:

Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам занятий. Уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на каждого студента.

Вуз предоставляет обучающимся возможность пользоваться:


  • новейшей учебной и монографической литературой в области профессиональной подготовки

  • научными периодическими изданиями России и зарубежных стран.

Вуз обеспечивает возможность доступа студентов к учебным коллекциям и музеям, научно-справочным материалам, сетевым источникам информации, фондам научных библиотек, аудио- и видеоматериалам по профилю подготовки, а также возможность сво-бодного использования компьютерных технологий. Примерный рекомендуемый список учебной литературы для цикла ОПД определяется Научно-методическим советом по Био-логии УМО университетов (приведен в сборнике рекомендуемых программ).

6.4 Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по специальности 012300 Биохимия:

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу специальности 012300 – Биохимия, должно быть оснащено для проведения учебного процесса современной инструментальной приборной базой, расходными материалами, компьютерной аппаратурой и лицензионным программным обеспечением. Вуз должен располагать материально-технической базой, необходимой для проведения всех видов аудиторной, лабораторной, практической, экспециционной, междисциплинарной, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом и соответствующим действующим санитарно-техническим нормам. Желательно наличие интернет-серверов, множительной техники, стационарных и полевых лабораторий, компьютерных классов. Все общепрофессиональные дисциплины должны сопровождать-ся практическими занятиями.

Выполнение научно-исследовательской квалификационной (дипломной) работы и преддипломная практика специалиста могут осуществляться на базе других вузов, НИИ, учреждений здравоохранения, производственных организаций с использованием их материально-технических возможностей.
6.5 Требования к организации практик

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки специалиста-биохимика, должно обеспечить проведение полевых учебных и научно-исследовательских практик на собственной лабораторно-экспериментальной базе, в поле, на полевых стационарах, производственных полигонах, клинических лабораториях, иметь возможность заключать договора с соответствующими НИИ разных ведомств о возможности проведения на их базах научно-исследовательских практик и выполнения дипломных работ.

Производственные и преддипломные практики специалистов должны соответствовать основным направлениям их специализаций.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 012300 БИОХИМИЯ

7.1 Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Специалист-биохимик подготовлен к профессиональной деятельности в соответ-ствии с фундаментальной базовой (общепрофессиональной) и специальной подготовкой

Специалист-биохимик отвечает следующим требованиям:

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, в том числе и компьютерными, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

- знает основы педагогической деятельности;

- знает распорядительные документы, методические и нормативные материалы в об-ласти своей профессиональной деятельности;

- владеет современными средствами вычислительной техники;

- знает методы исследований, правила и условия выполнения работ, технических расчетов, оформления получаемых результатов;

- знает современные достижения в области биохимии;

- знает основы организации труда, основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности.

Специалист-биохимик должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биохимии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:

- понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

- иметь представление об особенностях морфологии, физиологии и воспроизведе-нии, географическом распространении и экологии основных таксонов растений, грибов и животных; об основных этапах онтогенеза, морфологических, функцио-нальных и биохимических изменениях в ходе развития у представителей различ-ных таксонов;

- иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, классификации, куль-тивирования биологических объектов;



  • владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и др.);

  • иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах на каждом уровне;

- знать современное учение о клетке, иметь представление об единстве и многообразии клеточных типов,

  • знать основные черты строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, клеточный цикл и его регуляцию, иметь представление о регуляторных механизмах и путях обеспечения целостной реакции клетки;

  • знать основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений, типы тканей;

  • владеть методами световой микроскопии;

  • иметь представление о методах культуры клеток, тканей и органов;

  • знать особенности морфологии, физиологии и биохимии бактерий и вирусов;

  • иметь представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, о мутагенезе и мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов; о генетике популяций, эволюционной генетике, генетике человека; быть знакомым с принципами генной инженерии и ее использовании в биотехнологии;

  • знать основные черты физиологии растительной клетки; механизмы фотосинтеза, дыхания, водообмена, роста и развития растений; иметь представление о механизмах регуляции и основных закономерностях взаимоотношений растений с окружающей средой, о механизмах устойчивости к влиянию неблагоприятных факторов;

  • знать особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека: пищеварительной, выделительной, кровеносной, нервной, системы органов дыхания, двигательной, эндокринной, сенсорной, репродуктив-ной; иметь представление о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме;

  • знать анатомические и физиологические особенности организма человека, биосоциальные аспекты его жизнедеятельности, иметь представление об этапах его эволюции;

  • иметь представление о механизмах поведенеия и высшей нервной деятельности и методах их изучения;

  • знать биохимические характеристики основных субклеточных компонентов, метаболические пути и молекулярные основы внутриклеточных процессов;

  • знать и уметь использовать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем иметь представление о формировании иммунитета;

  • знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем, иметь представление об устойчивости и неустойчивости в существовании орга-низмов и надорганизменных систем, о механизмах взаимосвязи организма и среды;

  • иметь представление об основаниях для экологической экспертизы, методах анали-за и моделирования экологических процессов;

  • знать экологические принципы рационального природопользования и охраны при-роды;

  • знать основные положения теории эволюции, концепции видообразования, совре-менные эволюционные подходы к изучению биологических процессов;

  • владеть методами выделения и исследования субмикроскопических структур, элек-трофизиологическими методами, методами работы с лабораторными животными;

  • уметь работать с растительными объектами с использованием методов физиологии растений;

  • уметь работать с культурами тканей;

  • владеть методами исследования и анализа живых систем, математическими мето-дами обработки результатов;

  • знать принципы построения и использования математических моделей в биологи-ческих процессов;

В области специализации выпускник должен:

  • освоить основные теоретические положения биохимии как самостоятельной по-граничной науки и овладеть арсеналом современных биохимических методов ис-следований;

  • знать состав живого организма, строение и физико-химические свойства основных классов соединений: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов; метаболизм этих соединений, механизмы регуляции метаболизма (нервной системой, гормона-ми);

  • иметь представление о строении ферментов; знать механизмы реакций, катализиру-емые ферментами (на примере превращения белков, нуклеиновых кислот, углево-дов и липидов); молекулярные механизмы регуляции действия ферментов (типы регуляции); иерархию регуляции; типы катализа, используемые в ферментативных реакциях;

  • знать кинетику ферментативных реакций, особенности кинетики биологических процессов, стационарное состояние биологических систем, принцип построения математических моделей биологических систем, колебательные процессы в биоло-гии;

  • знать классификацию термодинамических систем, законы термодинамики, термо-динамические условия осуществления стационарного состояния, термодинамичес-кое сопряжение реакций и тепловые эффекты в биологических системах, термоди-намику транспортных процессов;

  • знать механизмы окислительного и фотосинтетического фосфорилирования, моле-кулярные механизмы процессов энергетического сопряжения;

  • иметь представления об основных типах сократительных и подвижных систем, о принципах преобразования энергии в механохимических системах, о молекуляр-ных механизмах немышечной подвижности;

  • иметь представление о биохимии рецепции – хеморецепции, рецепции медиаторов и гормонов;

  • иметь представление о синтезе белка; последовательности и механизме реакций, регуляции и энергетическом обеспечении процесса; знать современные представ-ления о механизмах формирования пространственной структуры белка, иерархи-ческий принцип сворачивания, промежуточные состояния в процессе организации нативной конформации, влияние скорости синтеза полипептидной цепи на ее сво-рачивание;

  • иметь представление о топогенезе белков;

  • иметь представление о пространственной организации биополимеров: макромоле-кулы, статистический характер конформации биополимеров; знать условия ста-бильности конфигурации макромолекул, факторы стабилизации макромолекул, надмолекулярных структур и биомембран, особенности пространственной органи-зации белков, нуклеиновых кислот, углеводов (полисахаридов), липидов; модели фибриллярных и глобулярных белков, динамические свойства глобулярных белков, электронные свойства биополимеров;

  • знать структурную организацию биологических мембран, характеристики мем-бранных белков и липидов, белок-липидные взаимодействия в биомембранах, фи-зико-химические механизмы стабилизации биомембран, влияние внешних факто-ров на их структурно-функциональные характеристики; иметь представление о яв-лениях поляризации в мембранах, происхождении электрокинетического потенци-ала, о дисперсии электропроводности и диэлектрической проницаемости; знать особенности структуры живых клеток и тканей, лежащих в основе их электричес-ких свойств;

  • знать химические механизмы транспорта веществ через биомембраны, пассивный и активный транспорт, молекулярное строение и механизмы функционирования ион-ных каналов, происхождение потенциала покоя и потенциала действия, работу АТФ-аз, механизмы распространения возбуждения (одиночных импульсов и ряда импульсов);

  • иметь представление о свободных радикалах и цепных реакциях окисления и их роли в биологических системах в норме и при развитии патологических процессов;

  • иметь представление о сравнительной и эволюционной биохимии;

  • владеть современными химическими и биохимическими методами исследования (модификация аминокислотных остатков в белках, разными видами хроматографии и электрофореза, полярографическими методами, спектроскопическими и др.), при-емами построения моделей биологических процессов; уметь пользоваться програм-мированием и компьютерной обработкой результатов экспериментов; владеть ме-тодами изотопного анализа.

7.2 Требования к итоговой государственной аттестации по специальности
012300 Биохимия:


7.2.1 Итоговая государственная аттестация специалиста-биохимика включает выпускную квалификационную (дипломную) работу и государственный междисциплинарный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

7.2.2 Требования к выпускной квалификационной работе

Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста-биохимика представляет собой законченную разработку научно-исследовательского или научно-производственного характера, в которой демонстрируется:



  • умение собирать и анализировать первичную экспериментальную, полевую, статистическую и иную информацию;

  • понимание основных общебиологических закономерностей и законов биохимии;

  • умение применять современные методы исследований;

  • способность определять актуальность целей и задач и практическую значимость исследования;

  • проведение анализа результатов и методического опыта исследования применительно к общей фундаментальной проблеме в избранной области;

Работа должна содержать оригинальные научные выводы и практические рекомендации.

Рекомендуемый объем дипломной работы – до 5 а.л. текста. Работа должна содер-жать иллюстративный материал, список литературных источников, включая зарубежные, и работы последних лет. При экспертизе дипломной работы рекомендуется привлечение внешних рецензентов. Защита дипломной работы проводится публично на заседании Государственной Аттестационной Комиссии.

При оценке защиты учитывается умение четко и логично излагать свои представле-ния, вести аргументированную дискуссию, представлять место полученных результатов в общем ходе исследования избранной научной проблемы.

7.2.3. Требования к государственному экзамену:

Порядок проведения и программа государственного экзамена определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области биологии, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта.

СОСТАВИТЕЛИ:

Научно-методический совет по биологии

Учебно-Методического Объединения университетов
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 012300 Биохимия 22 сентября 1999 г., протокол № 1.
Председатель профессор М.В.Гусев
Заместитель председателя доцент О.П.Мелехова

СОГЛАСОВАНО:

Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования

Начальник Г.К.Шестаков


Заместитель начальника В.С.Сенашенко
Главный специалист Н.Р.Сенаторова



<< предыдущая страница  



Матери как полицейские — всегда предчувствуют самое худшее. Марио Пьюзо
ещё >>