1. Объект и предмет социологии. Функции социологии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «Социология» 1 57.11kb.
45. Социология. Учебное пособие/ Под ред. Э. В. Тадевосяна. 1 57.76kb.
Вопросы к экзамену Объект и предмет социологии. Место социологии... 1 25.29kb.
Семинарских занятий по курсу «социология»: Тема Введение в социологию. 1 319.57kb.
Предмет и структура социологии 7 Объект, предмет и научный статус... 9 2167.54kb.
Лекция №1. 26. 09. 07 Предмет, методы и функции социологии как науки 1 139.19kb.
Программа курса Тема Предмет социологии. Структура социологического... 1 44.96kb.
Контрольная работа (по лекциям): Определение социологии как науки... 1 10.33kb.
Программа курса «социализация личности. Особенности процесса социализации... 1 27.49kb.
Планы семинарских занятий Тема 1 Социология как наука Социокультурные... 1 57.13kb.
Понятие политической социологии Объект и предмет политической социологии 1 109.29kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине " Социология труда" по направлению... 1 252.53kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Объект и предмет социологии. Функции социологии - страница №1/5

1. Объект и предмет социологии. Функции социологии. Объект социологии - это общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними, также это определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Объектами социологии являются: общество как целостная социальная реальность; социальные организации; социальные институты; социальные взаимодействия; социальные явления; социальные процессы; социальные отношения; социальные общности; социальные субъекты.

Предмет социологии - существует несколько основных подходов к определению предмета социологии: 1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер); 2) Социология изучает социальное взаимодействие между людьми, социальными группами; стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни; 3) Социология - это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы).

Функции социологии:

1. Познавательная - познание законов и закономерностей становления, развития и функционирования социальных явлений и процессов.

2. Управленческая – использование социологического знания в управлении социальными объектами.

3. Организационно–технологическая – создание и внедрение на практике социальных технологий, социальных проектов.

4. Идеологическая (ценностно – ориентированная) – влияние социологического знания на восприятие событий людьми, их поведения.

5. Концептуально-описательная функция - предоставляет исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий.

6.Оценочная функция - осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям.

7. Объясняющая функция - дает научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей.

8. Прогностическая функция - выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем.

2. Структура социологического знания. Процессы институционализации науки могут быть как внешними, так и внутренними, которые означают совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри науки, формирование норм профессиональной этики.

По задачам: 1) Фундаментальные исследования, задачи которых – в приращении научного знания путем построения теорий, методов исследования. 2) Прикладные исследования, задачи которых – изучение актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний. 3) Социальная инженерия, задача которой – практическое внедрение научных знаний в создании технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

По масштабу: 1) Макросоциология – которая исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. 2) Микросоциология – изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.

По уровням: 1) Общая социологическая теория – изучаются соц структуры, соц общности, соц институты, соц процессы, развитие личности, а также модели, методики и техники соц исследований. 2) Теории «среднего» уровня – или специальные социологические теории.

3) Эмпирические исследования – уровень конкретно социологических исследований.



Ступени социологические познания: 1) Общество как целое (знания об обществе, как о системе взаимосвязанных элементов). 2) Сферы общества (изучение общества в горизонтальном разрезе, как взаимодействие эк-ой, пол-ой и соц сфер). 3) Соц общности (изучение общества в вертикальном разрезе). 4) Соц институты и организации. 5) Личность.

3. Место социологии в системе современного обществознания. Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками, занимая при этом ведущую роль в системе общественных наук. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также методы измерения этой деятельности. Социология «изучает общество в целом как единую целостную систему, как особый и единый организм с присущими ему свойствами, отношениями и закономерностями функционирования, которые проявляют себя в любой сфере жизнедеятельности, будь то экономической, правовой или политической. Можно сказать, что социология - это генерализирующая , по словам П.А. Сорокина, наука по отношению к другим наукам, изучающим общество и человека. Также социология зависит от открытий в других науках, таких, например, как история, экономика, политология. Наиболее близкими по предмету исследования к социологии наукам считают обычно социальную антропологию и социальную психологию. Однако социальная антропология занимается изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ. Социология же изучает современные сложные общества. Социальная психология исследует психологические причины, механизмы и закономерности поведения людей в группах и обществах.Исторически тесная связь существует между философией и социологией. Философия и социология имеют общие аспекты в изучении социальной реальности,т.к. они обе рассматривают общество в целом, в его системности. При этом социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Социология, давая конкретный анализ различных проявлений общественной жизни, поставляет материал для философских обобщений. Основное различие социологического и философского подходов состоит в том, что социология уделяет главное внимание осмыслению полученного эмпирического материала, а философия - сосредотачивается на философском осмыслении теоретических источников. Немало общего есть между социологией и историей. Обе науки изучают общество как целое во всех его конкретных проявлениях, основываясь на исследовании конкретных фактов общественной жизни. Социология отличается от истории и по предмету исследования: если история изучает все стороны, формы проявления общественной жизни, то социология - только “социальное” в обществе. Тесная связь существует между социологией и политологией. Особенно четко проявляется связь социологии и политологии в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики. Социология и политология - разные науки: социология исследует социальную жизнь, политология - политическую реальность, политическую жизнь. Взаимная связь существует также между социологией и экономическими науками, социологией и правовыми науками, социологией и этикой, социологией и педагогикой. Поэтому можно сказать, что в широком смысле все общественные науки взаимосвязаны и составляют одну совокупную науку об обществе, взаимообуславливают существование друг друга, хотя выделяют различные аспекты исследования.

4. Становление социологии как научной дисциплины (О.Конт, Г. Спенсер М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Маркс). На возникновение и развитие любой соц науки, предметом изучения которой выступает общественная жизнь, в первую очередь влияет наличие общественных потребностей в решении тех или иных задач, возникающих в соц системе, а также теоретических предпосылок, обеспечивающих соответствующий уровень научного анализа.

Во многом становление социологии связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце 18 — начале 19 веков, когда соц изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей. Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни соц группы, соц общности, соц процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод.



О. Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввел в научный оборот сам термин "социология". По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Конт относится отрицательно ко всему разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания, принесенному Революцией, созидательный, позитивный дух. Категория "позитивного" становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому "позитивизм" и другие слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Г. Спенсер (1820-1903 гг.) рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. Как и живые существа, общество развивается от простых форм к сложным. Совершенно правильно Спенсер считал, что наиболее устойчивыми являются простые примитивные общества, составные части которых однородны и могут легко взаимозаменяться. Он считал, что активное вмешательство государства в жизнь общества ведет к деградации последнего, так как возрастание интеллектуального потенциала его членов может происходить только в результате "естественного отбора", эволюционно.

Э. Дюркгейм одним из первых выделил предмет социологии -социальную реальность. Он развил идею солидарности, как высшего морального принципа, обосновывающего необходимость разделения труда. Но разделение труда при ненормальных условиях может привести к узкой специализации работающих, к превращению рабочего в придаток машины, создать соц основу разрушительных конфликтов. Дюркгейм предложил выход - укрепить солидарность членов общества правильным разделением труда, основанным на индивидуальных способностях индивидов. В конечном итоге сформируется общество, основанное на справедливости, равенстве и свободе.

М.Вебер (1864-1820) внёс существенный вклад в такие области соц знания, как общая социология, методология соц познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл "понимающей социологией". В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

5. Понятие термина «общество». Существует несколько основных подходов к определению общества: 1) Общество - одно из наиболее многозначных понятий социологии, применяемое к определению обособившейся от природы части материального мира, связанную с деятельностью и особыми отношениями между людьми. Каркас теории общества образуют категории: человек; деятельность; общественные отношения. Маркс определял общество как исторически развившиеся формы жизнедеятельности людей в определенных общественных отношениях. 2) Общество - в широком смысле - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; способ и форма организации эволюционно продвинутых социоантропосов как производителей материальных и духовных ценностей; в узком смысле - определенный этап человеческой истории. 3) Общество - группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причем члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством. 4) Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество— сложная, исторически развивающаяся целостная система . Становление общества— длительный процесс , длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором возникновения общества стал труд. Общество - не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего материально-производственная. На такой основе возникают общественные отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных процессах.

6. Системный подход к изучению общества. Системный подход, направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методология, специфика Системный подход определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Системным признаком общества является целостность, структурированность,

сложность, функциональность и динамизм. Общество как социальная система это

целостное образование, основными элементами которого являются люди их связи,

взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер. Целостность

отражает автономность системы объектов. Структура общества обеспечивает его

целостность, то есть сохранять основные свойства при внешних и внутренних

изменениях. Структура – это совокупность элементов системы, сложность которой

показывает, что общество включает в себя множество элементов и бесконечное

количество связей между ними. Основные элементы: люди (ли личности), новые

группы, нации, этносы, государства и т.п. Функциональность – каждый из

элементов общества выполняет определенную функцию, все функции направлены на

поддержание устойчивости и целостности общества. Функции каждого элемента

системы удовлетворяют какой-либо общественной потребности. Динамизм –

общество в целом и отдельно его подсистемы постоянно изменяются, изменения

происходят в каждой отдельной подсистеме и обществе в целом.



7. Типология общества. Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян; 2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное; 3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу. Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией Тофлер выделил 3 типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное).

Д. Белл предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Последнее, по его мнению, характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами; 2) большим излишком товаров, доступных среднему человеку; 3) "информационным взрывом" (резким возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе); 4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением" стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям).

Оригинальную историческую типологию обществ, основанную на господствующем виде производящей деятельности, предложили Г. Ленски и Дж. Ленски. Они выделили общества, живущие: 1) охотой и собирательством; 2) огороднические; 3) аграрные; 4) промышленные.

Немецкий социолог Ф. Тённис противопоставлял современное и традиционное общества в зависимости от выраженного в них типа воли. Традиционное общество характеризуется естественной волей, направляющей поведение людей как бы сзади, в нем господствуют инстинкты, чувства, органические отношения. Напротив, современное общество основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения. В ходе истории, по мнению Ф. Тённиса, первый тип общества все более уступает место обществу второго типа.

Немецкий социолог Карл Поппер ввел понятия закрытого и открытого общества. Открытое общество, т.е. демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды, противопоставляется закрытому — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития.

8. Понятие «социальный институт». Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.

Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.



9. Функции социального института. Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, призванная обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, соц. групп и общества в целом. Функции социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей функцией соц институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми соц институтами. Её можно назвать универсальной. Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.

Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), и др. Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство.

Функции соц институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное - о том, что из этого получилось.

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.


10. Понятие «социальный процесс». В научной литературе часто встречаются различные определения слова "процесс". В данном случае под процессом понимается относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями. При этом данные социальные явления возникают вследствие взаимодействия людей в социальном пространстве, непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к общностям, через социальные организации, социальные институты.

Например, социализация - это процесс освоения индивидом общественного опыта.



Воспитание - также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более, или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желательном направлении. Развитие любой группы - социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, институтов, применения новых методов самовзаимодействия и т.д.

Социальный процесс совершается в трех формах: 1) объектной, т.е. в форме последовательного изменения состояния социального объекта; 2) субъектной, или деятельностной, т.е. в форме последовательных действий субъекта; 3) технологической, т.е. в форме соблюдения, осуществления определенной технологии. Технологическая форма социального процесса является ее высшей формой, так как она обеспечивает взаимную "подгонку" двух первых форм. Посредством ее достигается, с одной стороны, рационализация процесса деятельности, а с другой - оптимизация объектного процесса, что, в конечном счете, и является одной из важнейших задач социологии.



11. Понятие и классификация социальных групп

Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т.п. Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Социальная группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.

По размеру или численности:

Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных.

следующая страница >>



Я стал литератором потому, что автор редко встречается со своими клиентами и не должен прилично одеваться. Джордж Бернард Шоу
ещё >>