1. Методология: понятие, соотношение с теорией - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Наука в современном мире. Понятие идеала научности 1 39.06kb.
Вопросы к экзамену по курсу "Методология и методика социологических... 1 64.23kb.
Лекция Предмет и методология теории государства и права 23 4819.46kb.
Диагноз времени 1 206.57kb.
Тематика рефератов по социологии права 1 25.43kb.
План Введение Понятие международного публичного права. Соотношение... 1 332.49kb.
Теория и методология исторической науки 4 755.91kb.
Занятие № Введение в сравнительное правоведение 1 160.69kb.
Программа курса для аспирантов (40 часов) Тема I. Методология социального... 1 50.87kb.
Олег Ермаков Мать Истина, Сок из Луны Жом как подлинный метод Единой... 4 688.56kb.
Российского университета кооперации 1 37.71kb.
Тесты айзенка-горбова компьютерная версия интеллектуальных тестов... 1 368.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Методология: понятие, соотношение с теорией - страница №1/24

1. Методология: понятие, соотношение с теорией


Любая наука использует свои способы и приемы познания, совокупность которых образует ее методологию и методику.

Методологией называют исповедуемые наукой парадигмы познания, общие способы и принципы исследований. Методология – это система знаний о способах достижения нового знания. Система знаний включает в себя теории, концепции, парадигмы, принципы познания, методы получения информации, ее анализа, интерпретации и объяснения. Методология не связана с сущностью знания о реальном мире, она имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание.

Функции методологии:

  1. Аналитическая. Дает исследователю возможность анализировать ситуацию.

  2. Критическая. Помогает определить, как лучше изучить социальную реальность.

  3. Конструктивная. Как создать методику исследования, как применить метод, конструирование хода исследования.

  4. Функция кодекса научной честности. Так как наука обладает определенными средствами и методами, использование которым и обеспечивает истинность научной информации.

Уровни методологии:

1. Всеобщая научная методология:

Методологические принципы:

- взаимосвязи

- динамика

- универсализм

- всеобщность

- историчность

- конкретность и тд

2. Методологии различных областей знания, в том числе общая методология социологического исследования. (Теории академической социологии – феноменологическая, структурный функционализм, символический интеракционализм.)

3. Специальная методология социологического исследования, которая определяется специальной социологической теорией. (Теория личности)

Соотношение методологии и теории

Общая теория - совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория - логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования.

Теория – это множество логически связанных символов, отражающих то, что по нашему мнению происходит в мире. Это наши интеллектуальные конструкты, которыми мы пытаемся объяснить мир. Теория это единство теоретического и умозрительного знания.

Социологическая методология определяет выбор теории, с помощью которой будет изучена проблема.

Социология связана с теорией общенаучными принципами:


  • принципы служения истине,

  • принцип выработки достоверной валидной1 информации,

  • принцип изучения явлений в статике и динамике,

  • принцип моделирования изучаемых явлений и процессов,

  • принцип завершения исследования выводами и рекомендациями.

Участие методов из других дисциплин: историко-генетического анализа изучаемого явления, математический и статистический анализ и тд.
Признаки научности теории:

  • Не считаются научными теории, поставленные в контексте неопровержимых идей, имеющих характер абсолютной истины.

  • Не проблематизируются противоречивые теоретические идеи

  • Не проблематизируются единичные теории, а только их генерация.

Требования к научной теории:

  • Верифицированность

  • Логическая непротиворечивость

  • Доступность

  • Экономичность

  • Универсальность

Логическая структура теории:

Теория состоит из множества понятий, связанных утверждениями, логически выведенными из множества предположений. Теория всегда развивается.



Эмпирики (любые выводы должны опираться на факты, все остальное - это не наука, а выдумки теоретиков); отрицали значение теории; соотношение теории и эмпирии - приоритеты имеет теория; эмпирики в целом внесли большой вклад в развитие социологии, а именно они усовершенствовали методы сбора фактов и собрали огромный фактический материал о различных сторонах жизни общества которые используют другие общественные науки

Теоретики (абсолютизируют значение теории, выступают против эмпирических исследований, поскольку считают, что нет смысла тратить колоссальные финансовые и прочие ресурсы на получение информации, которая является очевидной); значение эмпирических исследований состоит в том, что они позволяют получить не предположения, а факты

Таким образом для социологии важны и эмпирические исследования, и теория.



Привести пример, как выбор теории воздействует на ход СИ: например, проводя исследование коммуникаций между людьми, взяв теорию Вебера, мы будем брать действия между ними как действия, а взяв теорию символического интеракционизма, мы будем брать символы в действиях между людьми.

2. Концептуализация исследования


Концептуализация – это процесс изучения фактов на теоретическом уровне с помощью соответствующих теоретических методов. Это создание концептуальной схемы или концепции исследования.

Концепция – это ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, вокруг которого организуется социологическое исследование. Концепт – это часть концепции, одно понятие, а концепция – это связь понятий. Бусы – это концепция, а каждая отдельная бусинка – это концепты. Система конструктов – это группы концептов, а концептуальная схема – это уже общая идея. Разница между концепцией и концептуальной схемой не совсем заметна. Концеппция – это неполная теория

Концептуальная схема – это логическая связь в социологическом исследовании, которая объединяет цели, задачи, объект и предмет исследования.

Логика создания концепции

Идея --- интерпретация --- концепт ---- система конструктов --- концептуальная схема --- концепция.



Концептуализация – определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия. Под понятием будем понимать форму мысли, обобщенно отражающую предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Содержание понятий – совокупность отраженных свойств предметов. А объем –это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию.

Концептуализация – это подведение частного понятия под общее, но в рамках и средствами конкретной науки. Так «автомобиль» можно теоретически обобщить в «транспортное средство». Экономист превратит его в «потребительский товар», психолог – в «фигуру отца», социолог – в «статусный символ».



Задачи концептуализации:

1. Ограничить содержание и определить объем понятий

2. Выявить границы предметной области.

3. Выделить основные категории исследования.

4. Сформировать и интерпретировать производные понятия.

5. Уточнить однозначность смысла определяемых понятий



(поиск теоретического «жилища», откуда родом данное понятие или термин, от конкретного мы движемся к абстрактному, от части к целому, снизу вверх, восстанавливая по деталям общую картину, то есть если у заказчика, например есть какая-то идея, то социолог концептуализируя конкретизирует ее - переводит ее во взаимосвязанную систему понятий, которые применяются в социологии и используются в аналогичных ситуациях )

Основные приемы концептуализации:

1. Анализ

2. Синтез

3. Абстрагирование

4. Аналогии

5. Приемы формальной логики и т.д.



Логика создания концепции:

  • Определение предметной области

  • Идея, гипотеза

  • Интерпретация (придание смысла понятиям)

  • Концепты (основное содержание понятий, смысл, значение)

  • Конструкты (взаимосвязанные системы понятий)

  • Концептуальная схема, модель

  • Концепция

Результат концептуализации – это построение концептуальной схемы, которая схватывает в общих чертах тенденции, зависимости, возможные закономерности между конструктами и является основой для выхода на эмпирический уровень исследования.

следующая страница >>



Только неглубокие люди знают себя до самых глубин. Оскар Уайльд
ещё >>