1 храмостроительство в честь бориса и глеба - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Подвиг святых Бориса и Глеба. Исследовательский проект по истории. 1 62.57kb.
Историческая справка Казанской церкви г. Ворсма 1 19.55kb.
15 мая 2013 года день святых страстотерпцев Бориса и Глеба 1 18.04kb.
Святые благоверные князья Борис и Глеб 1 99.22kb.
«Ярослав Мудрый» 1 381.59kb.
Даты 1015 – 1019 – вторая усобица на Руси между сыновьям Владимира... 1 49.51kb.
Урок в 5 классе икона «бориса и глеба в житии» 1 55.79kb.
II. отрывок из статьи а. В. Назаренко, Б. Н. Флоря почитание бориса... 1 16.76kb.
Лекция №4 Методические рекомендации к занятию «Жития святых особый... 1 14.31kb.
О походе игоря святославича на половцев 1 130.16kb.
Борис. Здравствуйте! 1 65.47kb.
Реферат по теме Вражда княжеских родов Ольговичей и Мономаховичей... 1 343.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1 храмостроительство в честь бориса и глеба - страница №1/1

III. ОТРЫВОК ИЗ СТАТЬИ А. В. НАЗАРЕНКО,
П. С. ПАВЛИНОВА
1


ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО В ЧЕСТЬ
БОРИСА И ГЛЕБА

Храмостроительство в честь святых было обширно на протяжении почти всех этапов русской церковной истории. В течение домонгольского периода центром почитания св. князей-страстотерпцев являлась посвященная им церковь в Вышгороде, куда совершались паломничества, особенно на престольный праздник 24 июля, и где кроме святых мощей князей-страстотерпцев хранились и другие борисоглебские реликвии,


в частности меч Бориса, в 1155 г. увезенный во Владимир св. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским. Храм в Вышгороде был разрушен в 1240 г.,
во время нашествия татаро-монголов на Киев, тогда же были утрачены
св. мощи князей. В XVI в. доминиканские монахи окончательно разобрали руины вышгородской церкви, камень от которой пошел на строительство Николаевского костела в Киеве. В 1-й пол. XVII в., несмотря на то что
в Вышгороде никто не жил, на месте древнего храма был выстроен православный деревянный храм, сожженный поляками в 1651 г.
и восстановленный в конце XVII в. В 1860 г. на его месте поставили небольшую каменную церковь, сохранившуюся до настоящего времени. Первая попытка обретения мощей Бориса и Глеба в Вышгороде была сделана в 1743 г. Киевским митрополитом Рафаилом (Заборовским)
по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны; поиски мощей производились также в 1814 и 1816 гг., однако все эти попытки были безуспешны.

Уже к началу 70-х гг. XI в. на местах гибели обоих князей были построены деревянные церкви, которые со временем были заменены каменными: в 1117 г. киевский кн. Владимир Мономах заложил каменную церковь на Льте, а в 1145 г., его внук смоленский кн. Ростислав Мстиславич – на Смядыни; почти сразу при них возникли монастыри


(на Льте – ранее 1073, на Смядыни – не позднее 1138). Монастырь на Льте был сожжен половцами в 1154 г. В 1660 г. иноки Межигорского Преображенского монастыря получили грамоту от царя Алексея Михайловича на строение монастыря "на крови" Бориса, однако монастырь по неизвестным причинам не был создан; в 1664 г. протопоп переяславского Успенского собора Григорий Бутович поставил здесь каменный крест. В конце XVII в. упоминается церкви во имя Бориса
и Глеба неподалеку от места гибели Бориса, на другом берегу Льты; храм был возобновлен в 1784 и 1839 гг., ежегодно 2 мая к нему совершался крестный ход из переяславского Вознесенского собора. Другим центром почитания Бориса и Глеба являлся монастырь на Смядыни, связанный, очевидно, больше с памятью Глеба: ср. предание об исцелении здесь
в 1177 г. князей Мстислава и Ярополка Ростиславичей, ослепленных в ходе их конфликта со своим дядей владимиро-суздальским кн. Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, "сентября 5 день, на убиение Глебово"...
В 1191 г. сюда из Вышгорода были торжественно перенесены пустые старые раки от мощей Бориса и Глеба, о чем сохранилось проложное чтение под 11 июня, очевидно, днем освящения каменной церкви. Монастырь на Смядыни существовал до нач. XVIII в. (В древнейших борисоглебских памятниках нередко прослеживаются явные следы преимущественного почитания Глеба. Таковы, в частности, кресты-мощевики XII в., которые несут изображение Глеба на лицевой стороне,
а Бориса – на оборотной (М. X. Алешковский). Эти факты пока не нашли убедительного объяснения.

В XII в. был воздвигнут существующий поныне Борисоглебский собор в Чернигове (до 1123); аналогичные каменные постройки появились


в Рязани (вероятно, в 20-30-х гг., Ростово-Суздальской земле (Борисоглебская церковь в Кидекше под Суздалем, 1152 г.), Полоцке (сер. XII в.), Новгороде (1167 г.; см. Борисоглебская церковь в детинце), Городне (см. ст. Борисоглебская коложская церковь в Гродно) (80-90-е гг.), Новогородке (совр. Новогрудок) и др., при многих из них позднее сложились монастыри. Кроме того, в домонгольский период в честь Бориса и Глеба были созданы монастыри: Новоторжский, в Турове (существовал в XII в.), Нагорный в Переславле-Залесском (позднее был домовым митрополичьим, закрыт в 1764).

Посвящение храмов и монастырей Борису и Глебу не прекращалось


и в последующее время. Борисоглебские храмы были построены: в Ростове (1287), Муроме (упом. в 1327), Рязани (1689), Суздале (1749), в с. Старове (совр. Угличский р-н Ярославской обл.; 1753), Юрьеве-Польском (1792-1808), в с. Волохове (совр. Александровский р-н Владимирской обл.; 1805-1831)…




Борисоглебский монастырь, Кидекша, Владимирская область

В настоящее время действующими являются Новоторжский Борисоглебский монастырь, Борисоглебский на Устье мужской монастырь в пос. Борисоглебском Ярославской обл. (основан в 1363), дмитровский


во имя Бориса и Глеба монастырь (основан в 1388), Аносин во имя Бориса и Глеба ставропигиальный женский монастырь в Истринском
р-не Московской обл. (основан в 1823), Борисоглебский жен. монастырь
в с. Водяное Харьковской обл., Украина (основан в 1997)

1 VI том "Православной энциклопедии". М., 2003 / http://rusk.ru/st.php?idar=27727





Оптимист — это человек, который точно знает, до чего плох может быть мир; а пессимист открывает это заново каждое утро. Питер Устинов
ещё >>