1. Цель и задачи курса «Социология молодежи» Основной целью курса «Социология молодёжи» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Социология молодежи Направление подготовки... 1 194.05kb.
Программа дисциплины «Социология молодежи» 7 393.15kb.
Программы наименование дисциплины: «Социология молодежи» 1 91.38kb.
Дисциплины. Цель учебного курса «Социология» 1 130.67kb.
Социология молодежи В. Семенова Вводные замечания 2 370.27kb.
ИМ. Г. Р. Державина социология молодежи учебно-методические материалы... 1 218.06kb.
Программа дисциплины «Социология молодежи» 7 451.72kb.
Учебная программа курса «Социология молодежи» 1 121.23kb.
Мастер-классы по научному направлению «Социология молодежи. 1 28.12kb.
Программ а курса социология журналистики для студентов факультета... 1 194.51kb.
Справка Кафедры социологии и политологии Пединститута юфу о спецкурсах... 1 36.04kb.
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся... 1 239.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. Цель и задачи курса «Социология молодежи» Основной целью курса «Социология молодёжи» - страница №1/1

1. Цель и задачи курса «Социология молодежи»

Основной целью курса «Социология молодёжи» является ознакомление студентов с основами социологии молодежи, углубленный анализ молодежных проблем, формирование ценностных ориентаций позитивной направленности.

Важная познавательная задача – раскрытие возможностей социологии молодежи для разработки программ и мероприятий в области государственной, региональной молодежной политики.

Проблемы молодежи анализируются с позиции тезаурологической концепции1, что дает возможность лучше понять молодежь, особенности осознания ею своей ценности, своего пути.

Каковы возрастные границы молодежи? Что объединяет группу, именуемую «молодежью»? Какие модели самореализации распространены в молодежной среде? Каким представляет образ молодого человека современная молодежь?

Эти и многие другие интересные проблемы будут рассмотрены в процессе изучения курса «Социология молодежи».



2. Структура курса

Курс состоит из лекций и практических занятий, завершается зачетом и выполнением аналитической работы.



Лекционная часть призвана:

- дать общее представление о социологии молодежи, основных проблемах, о формировании государственной и региональной молодежной политики;

- раскрыть особенности методов сбора социологической информации

о молодежи;

- показать возможности социологического исследования ценностных

ориентаций конкретной группы молодёжи – студентов ТГПИ.



Практическая часть направлена на:

- освоение специфики социологического исследования мнений студентов по проблемам, которые связаны с их жизнедеятельностью;

- обучение навыкам социологического анализа ценностных ориентаций студенческой молодежи;

- определение конкретных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом специфики института и социально-профессиональных перспектив будущих специалистов.



Формы контроля:

- социологические экспресс опросы в группах по проблемам молодежи с обсуждением полученных результатов и выводов;



- контрольная работа по пройденному материалу (варианты прилагаются);

- зачет: обсуждение аналитической работы по конкретной проблеме.
3. Содержание курса

3.1. Тематический план курса «Социология молодежи»1


№№ п/п

Тема

Количество часов

лекции

практикум

СРС

1.

Предмет социологии молодежи

2



2

2.

Теории молодежи

4

-

4

3.

Молодежь: социальное конструирование

4

-

4



реальности







4.

Социализация молодежи

2

2

4

5.

Молодежь как социальная группа

2

2

4

6.

Молодежь: конфликт с обществом

2

-

2

7.

Ценностные ориентации молодежи как объект

2

2

2



социологического исследования









8.

Молодежная политика

2

2

4



Круглый стол по проблемам молодежи



2

4



Итого: Итого:

20

10

30


3.2. Содержание разделов курса

Тема 1. Предмет социологии молодежи

Социология молодежи как одно из направлений социологической науки. Социологические подходы к проблемам молодежи: аксиологический, институционально-функциональный, стратификационный, тезаурусный, ресурсный.

Проблемное поле социологии молодежи, ее соотношение с другими науками, изучающими молодежь. Социология молодежи и ювенология.

Функции социологии молодежи.


Тема 2. Теории молодежи


Становление специальных теорий молодежи. Концепция Г. Стэнли Холла. Работы К. Грооса, Ш. Бюлер, З. Фрейда.

Концепция Э. Шпрангера. Социально-антропологические концепции (М. Мид, Т. Парсонс). Концепции контркультуры (Т. Роззак, Ч.А. Рейч).

Марксистская концепция молодежи. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Социальные концепции молодежи (И. Кон, С. Иконникова, В. Лисовский, В. Чупров, М.Х. Титма). Концепция субъектности молодежи (М. Карват, В. Миляновский).

Концепция К. Манхейма. Конструкция социологии молодежи Л. Розенмайера. Теория Ф. Малера.

Концепция И.М. Ильинского.

Тема 3. Молодежь: социальное конструирование реальности


Исходные понятия тезаурологического подхода: социальная субъектность, социокультурное явление, молодежь.

Источники социального конструирования реальности молодежью. Действия по социальному конструированию реальности: адаптация к условиям среды, достраивание реальности, переструктурирование условий среды.

Символизация. Граффити. Ограждение «своего мира». Вещи как метки. Сленг. Клички. Музыка.

Группообразование в молодежной среде.


Тема 4. Социализация молодежи


Теории социализации К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, 3. Фрейда,

Г. Тарда. Типы приспособления (по Р. Мертону). Теория идентичности

Э. Эриксона.

Разработка проблем социализации в российской социологии. Проблема социализационной нормы. Результативность социализации. Понятие социализационной нормы. Типы социализационной нормы. Изменение социализационной нормы. Успешность социализации.

Модели социализации молодежи: советская модель социализации, новая социализационная модель.

Тема 5. Молодежь как социальная группа


Основные подходы к оценке молодежи и ее места в обществе: критический, оптимистический, объективистский.

Определение молодежи и молодости. Возрастные границы молодежи. Пред­ставление о молодежи как об определенном поколении.

Самоопределение молодежи. Социальный статус молодежи. Социальная стратификация молодежи. Социальное неравенство молодежи. Экономический статус молодежи. Молодежь на рынке труда.

Тема 6. Молодежь: конфликт с обществом


Природа конфликта. Возраст как источник неравенства положения.

Кон­фликты с институтами социализации (образование, экономика, семья, армия, политика). Социальные исключения. Формы социального исключения.

Конфликт между господствующей в обществе культурой и молодежными субкультурами. Интегративная функция конфликта. Пути выхода из конфликта.

Тема 7. Ценностные ориентации молодежи как предмет

социологического исследования

Определение ценностной ориентации. Классификация ценностей. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения В.А. Ядова.

Структурные элементы системы ценностных ориентаций: когнитивный, эмотивный, поведенческий.

Методы измерения ценностных ориентаций в социологическом исследова­нии. Шкала Л. Гуттмана. Метод социальной дистанции Э. Богардуса. Метод Р. Лайкерта. Методика М. Рокича.

Программа социологического исследования ценностных ориентаций сту­дентов.

Тема 8. Молодежная политика


Понятие молодежной политики. Эволюция молодежной политики. Целевые комплексные региональные программы «Молодежь». Основные направления федеральной программы «Молодежь России».

Противоречия реализации молодежной политики. Комитеты по делам моло­дежи: основные направления работы. Социальные службы для молодежи.





1 Тезаурус (thesaurus – греч., сокровище) – полный систематизированный состав информации (знаний) и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющий в ней ориентироваться.

См.: Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. М.: Социум, 1999. С. 128.



1 Расчет часов дается в соответствии с учебными планами факультетов. При уменьшении количества аудиторных занятий, сокращается лекционная часть.






Поп-музыка нужна для того, чтобы нести в народ мысли, слишком глупые даже для телевизионных ток-шоу.
ещё >>