1. цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям цель и задачи изучения дисциплины - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям цель... 1 304.4kb.
Цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям 1 238.02kb.
Цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям 3 522.82kb.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта... 1 106.88kb.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта... 1 89.03kb.
Цель дисциплины – познакомить студентов с самым массовым видом искусства. 1 281.01kb.
Цель дисциплины – воспитать толерантность и интерес к культуре народов... 1 284.88kb.
Программы дисциплины «Введение в литературоведение» ( Б5), 032700. 1 39.88kb.
1. Цели и задачи освоения дисциплины: Цель освоения дисциплины «Основы... 1 49.12kb.
Тематический план дисциплины 1 193.35kb.
Методические указания по изучению дисциплины Дополнительные изменения... 1 256.66kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности... 1 265.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

1. цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям цель и задачи изучения - страница №1/1

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ


    1. Цель и задачи изучения дисциплины


Цели дисциплины - изучение современных методов и приемов литературной работы журналиста, психологических основ этой области творчества, литературно-публицистических текстов; рассмотрение жанровых особенностей всех видов художественной публицистики, сатирической публицистики, концепции современной аналитической журналистики как вида творческой деятельности; изучение особенностей способов отображения актуальных явлений действительности.

Задачи дисциплины – дать представление о предмете, целях, методах, основных видах художественной публицистики и анализа в прессе, о технологии творчества; расширить навыки литературного журналистского творчества путем осмысления опыта современных журналистов и самостоятельной практической работы.


    1. Требования к знаниям и умениям


В результате изучения дисциплины студент должен знать:

особенности индивидуально-творческой (авторской) журналисткой работы, ее задач и методов


В результате изучения дисциплины студент должен уметь (владеть):

выбирать и формулировать актуальные темы публикаций, оперативно готовить журналистские материалы, используя адекватные языковые и другие изобразительно-выразительные средства с учетом типа СМИ и его аудитории, принятыми в нем форматами, стандартами и технологическими требованиями в разных жанрах.

Владеть приемами и методами художественно-публицистического творчества и аналитической журналистики, применять полученные знания о методике литературного творчества журналиста в своей практической деятельности.
1.3. Связь курса с другими учебными дисциплинами

Дисциплина «Газетный текст: литературная работа журналиста» является вводной для специализации «Газетная журналистика» и читается после изучения актуальных процессов в современном русском языке, методики и техники редактирования, истории отечественной и зарубежной журналистики, основ творческой деятельности журналиста и творческих мастерских.

Содержание дисциплины обеспечивает базу для освоения в последний год обучения таких дисциплин как «Язык современной газеты», «Газетная публицистика» и «Расследовательская журналистика», а также творческих мастерских, прохождение программы практики и подготовки дипломного исследования.
1.4. Методика преподавания курса
Учебный процесс по курсу осуществляется в форме лекций, семинарских и практических занятий. Задача лекционных занятий – изложение теоретического материала в рамках ниже указанной программы. Задача семинарских и практических занятий – закрепление полученных теоретических знаний в ходе дискуссий по лекционным темам, обсуждение прочитанной студентами литературы и обсуждение результатов подготовленных студентами сообщений СМИ или иных публикаций. Активность на семинарских и практических занятиях имеет приоритетное значение перед посещением лекций. Дискуссии на семинарах по заранее объявленным темам проходят в свободной форме и имеют целью выявление знания, понимания проблемы и способности критической оценки различных подходов к анализу текста средств массовой информации, методов его подготовки.

Во время самостоятельной работы по усвоению курса студенты готовят рефераты, рецензии, публикации в газетах. Результаты самостоятельной работы оформляются в специальные папки и принимаются во внимание при выставлении оценок по результатам изучения курса.



1.5. Формы контроля и итоговая оценка

Оценка успеваемости
Дисциплина оценивается в ходе экзамена по пятибалльной системе.

Результирующая оценка слагается из следующих составляющих:



  • активное участие в семинарских и практических занятиях;

  • посещение лекций;

  • написание письменных работ по заданной теме (рефераты, рецензии, публикации в газетах);

  • подготовка и проведение презентации по заданной теме;

  • ответ во время экзамена (экзамен принимается в форме собеседования, обязателен дополнительный вопрос по каждой пропущенной или плохо отработанной на семинаре/практическом занятии теме).




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Наименование тем, их содержание, объем в часах



п/п


Наименование тем, разделов

Общая трудоемкость (часов)

Ауди-торные

занятия


(часов)

Лек-

ции


Практи-ческие

(семи-нарские)



занятия

1.

Психологические основы литературного творчества. Преодоление конфликтов и стереотипов.

4

2

2

2.

Специфика литературной работы журналиста. Писательство и журнализм.

8

4

4

3.

Автор и аудитория: новая конфигурация.

8

4

4

4.

Уровень выразительности текста.

8

4

4

5.

Жанры журналистики. Принципы жанрообразования.

8

4

4

6.

Особый тип текстов – авторская, «писательская» журналистика. Очерк.

8

4

4

7.

Сатирическая публицистика. Ироничный журналист.

8

4

4

8.

Аналитическая журналистика

8

4

4

ИТОГО

60

30

30




    1. Содержание разделов дисциплины




№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Тема 1. Психологические основы литературного творчества. Преодоление конфликтов и стереотипов.

Поиски темы. Общение в ходе сбора материала; психологические способы партнерского общения; восприятие мира и окружающей действительности. Поиски творческого метода. Стереотипы – плоские образы мира. Способы возникновения стереотипов, способы создания представления об окружающем мире, необходимые для понимания путей преодоления стереотипных методов отображения. Понятие о «фильтрах» сознания. Ориентация на поведенческие рамки для ухода от стереотипного восприятия и поиски нестандартных творческих подходов. Восприятие журналиста – реальность как текст, события как тема. Акцент на необычном. Акцент на значимом. Акцент на противоречиях. Понимание аудитории. Уровни ценностного восприятия аудитории, ориентация на ее мировоззрение. Пирамида модели мира человека: окружение, поведение, способности, убеждения, самопредставление, миссия. Понимание соответствия типа журналистского текста, способов отображения и мировоззренческих запросов аудитории.

2.

Тема 2. Специфика литературной работы журналиста. Писательство и журнализм.

Предмет и объект курса. Специфичность литературной работы журналиста: дискурс литературы и медиадискурс. Вызовы времени, влияющие на литературную работу журналиста. Ориентация на современный информационный поток. Литературная работа журналиста и писателя: сходства и различия в целях и задачах творчества, профессиональной ориентации, самоощущении, способах и методах отображения действительности. Личность и поток информации. Естественный и искусственный информационные потоки. Личная творческая свобода. Самопозиционирование журналиста: аналогия с писательством или противопоставление ему. Особенности литературной работы журналиста (обязательная ориентация на аудиторию, скорость, достоверные факты), отграничивающие ее от писательства.

3.

Тема 3. Автор и аудитория: новая конфигурация.

Целевая аудитория. Толерантность в журналистике. Необходимость искать «другую точку зрения». Сегменты аудитории, неравные по объему и уровню восприятия. Аудитория советской журналистики и аудитория в условиях «рынка» и демократии. Необходимость учета демассификации аудитории, ее интереса к новым коммуникационным технологиям. Аудитория – соавтор журналистского текста. Кризис целевой аудитории – начало новой эры в журналистике.

4.

Тема 4. Уровень выразительности текста.

Понятие журналистского текста как системы выразительных средств. Интертекстуальность. Информативность текста. Проблемы эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Потенциальная информация, принятая информация, реальная информация. Адекватность текста как условие достижения наибольшей информативности: семантика, синтактика, прагматика. Изменения в языке журналистики, вызванные либерализацией всех сторон жизни: упрощение речи, диалоговость письменных текстов, избыточная метафоризация и усиленная жаргонизация речи, экспансия развлекательности. Признаки стиля. Значение фоновых знаний для литературной работы журналиста. Литературное творчество журналиста как работа над смысловыявляющим текстом. Гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст. Воля к самотрансценденции как «мера профессиональной классности журналиста» (Е.Пронина). Принципы и условия подготовки смысловыявляющего текста; мера «качественности» СМИ и творчества отдельных журналистов.

5.

Тема 5. Жанры журналистики. Принципы жанрообразования.

Своеобразие предмета журналистики и способ отображения как сущностные характеристики, позволяющие отнести текст к тому или иному жанру. Три главных способа отображения действительности – фактографический, аналитический и наглядно-образный. Группы журналистских жанров, соответствующих этим способам: информационные жанры, аналитическая журналистика, художественная публицистика. Принцип художественной типизации: сближение журналистики с художественной литературой. Определяющие задачи, цели публицистики. Три группы познания действительности: эмпирический (документальный), теоретический, художественный (методы наглядно-образного обобщения, опирающиеся на приемы ассоциации, творческой фантазии, метафоризации, метонимии и т.д.). Жанрообразующие факторы: предмет отображения (личность как предмет отображения), цели журналистского творчества (описание, выявление причинно-следственных связей, оценка предмета отображения, прогноз), методы исследования предмета (рационально-познавательные и художественные методы).

6.

Тема 6. Особый тип текстов – авторская, «писательская» журналистика. Очерк.

Очерк - «король» художественно-публицистического жанра. История очерка. Единство репортажного (наглядно-образного) и исследовательского (аналитического) начала. Предмет отображения очерка – типичный для сегодняшней действительности случай. Характерная для художественных произведений классическая основа драматургии очерка – конфликт добра и зла. Деталь. Типы очерков. Портретный очерк. Предмет портретного очерка – личность. Задачи этого типа очерка. Раскрытие характера героя в нетривиальной ситуации. Метод условности, ассоциаций. Композиция портретного очерка: хроникальное построение, логика причинно-следственных связей, эссеистская (свободная) форма построения очерка - веерная, мозаичная, ступенчатая, ассоциативная композиция. Портрет современника: социальный тип (психология социальных пластов, традиционный жанр «физиологии», расследование типов и нравов); приемы создания портрета личности («встреча для вас», «человек на своем месте», «психологический портрет»). Политический портрет. Портрет деятеля («нравственный учитель», полемичный портрет, антигерой). Проблемный очерк – доминирование исследовательского начала, выявление путей решения проблемы. Путевой очерк.



7.

Тема 7. Сатирическая публицистика. Ироничный журналист.

История сатирических жанров. Крупные жанровые формы – фельетон и памфлет. Ироничное пересоздание факта – особая форма доказательного рассуждения. Два варианта сатирических приемов: факт реален, но пересоздан, «обыгран»; факт сочинен, но ситуация узнаваема. Обыгрывание слов, пародии на газетные штампы, своевременность шутки. Сатирическая маска – ироничное непонимание, «тугодум», «стародум». Классические приемы сатирической трансформации: ироничный эпизод-символ; ироничный пересказ фильмов, спектаклей; сатирическое заострение и обобщение; пародия на научное определение; движение образа; житейский анекдот как образ-символ; каламбуры; иносказания; ироничный комментарий; ироничный прогноз; ироничная афористика. Перевоплощения и фантасмагории. Лирика сатирика: ироничные интонации в местах излишне патетических; факт и ассоциативная параллель.

8.

Тема 8. Аналитическая журналистика

История аналитической журналистики. Аналитический способ отображения действительности: сущность, цели анализа в журналистике, предмет анализа в журналистике, методы анализа в журналистике. Предметные особенности (анализ события, процесса, ситуации, понятий, идей, социальных потребностей, целей деятельности, средств деятельности, условий деятельности, результатов, варианта деятельности). Тематические виды анализа в журналистских текстах (политический, экономический, юридический, нравственный, исторический, искусствоведческий , социальный анализ, психоанализ и т.д.). Основы публицистического анализа: абстрактное мышление, системное мышление, проблемное мышление. Диалог и полемика. Особенности проблемного выступления: точное содержание понятий, суть исследуемой проблемы, правильная постановка проблемы, возможные пути решения проблемы, описание и оценка проблемной ситуации, выявление причин проблемы, прогноз развития проблемной ситуации, предложение программы выхода из проблемной ситуации. Композиция проблемного выступления, правила создания заголовка. Правильный выбор аргументов; факты, предположения, оценки, нормы (предписания). Особенности аналитических материалов разных жанров: комментарий, беседа, реплика, резюме, рецензия, статья, обозрение, версия, прогноз, эксперимент, эссе, исповедь, рекомендация, эпистола.


2.3. Курсовая работа

Не предусмотрена




    1. Организация самостоятельной работы




Наименование разделов, тем



Виды и формы самостоятельной работы

(распределение часов по формам обучения)



Подгот.

к практ., семинар.

занятиям


Подгот.

рефер.,


доклад.

Выполнение

дом.


контр. и иных заданий

Подгот. к промеж.

аттестац.

(коллокв.,

тестир.)


Подгот. к

Экзамену,

зачету


Оч
ная


Оч.

/за-


оч-

ная


За-

оч-


ная

Оч
ная


Оч.

/за-


оч-

ная


За-

оч-


ная

Оч
ная


Оч.

/за-


оч-

ная


За-

оч-


ная

Оч
ная


Оч.

/за-


оч-

ная


За-

оч-


ная

Оч
ная


Оч.

/за-


оч-

ная


За-

оч-


ная

Психологические основы литературного творчества. Преодоление конфликтов и стереотипов.

2

2

2

2

2

4







4

1

1




2

2

2

Специфика литературной работы журналиста. Писательство и журнализм.

2

2

2

4

4

4







4

1

1




2

2

2

Автор и аудитория: новая конфигурация.

2

2

2

4

4

4




4

4

1

1




2

2

2

Уровень выразительности текста.

2

2

2







4




4

4

1

1




2

2

2

Жанры журналистики. Принципы жанрообразования.

2

2

2







4







4

1

1




2

2

2

Особый тип текстов – авторская, «писательская» журналистика. Очерк.

2

2

2







4

4

4

4

1

1




2

2

2

Сатирическая публицистика. Ироничный журналист.

2

2

2







4

3

3

8

1

1




2

2

2

Аналитическая журналистика

2

2

2







4

3

3

8

1

1




2

2

2

ИТОГО

16

16

16

10

10

32

10

18

40

8

8




16

16

16




    1. Примерный перечень вопросов к экзамену




  1. Психологические основы журналистского творчества. Преодоление

стереотипов.

  1. Модель мира: уровни восприятия аудитории, формы литературного

творчества.

  1. Информативность журналистского текста. Условия ее достижения.

  2. Идеологическая функция журналистики и литературная работа журналиста. Структура массового сознания.

  3. Творческая работа писателя и журналиста: сходства и различия.

  4. Литературная работа журналиста и смысловыявляющий текст.

  5. Жанрообразующие факторы в журналистике: предмет отображения, цели творчества, методы исследования.

  6. Специфика художественно-публицистических жанров. Очерк – «король» художественной публицистики. Типы очерков.

  7. Проблемный очерк. Социально-экономический очерк А.Аграновского: классический пример исследования проблемы.

  8. Специфика композиционно-стилистической структуры очерка.

  9. Особенности путевого очерка.

  10. Портретный очерк. Воссоздание социального типа современника.

  11. Ироничный журналист: формы и методы литературной работы.

  12. Публицистический анализ: специфические формы журналистского осмысления проблемы.

  13. Проблемное выступление. Особенности творческой работы: от правильного выбора и постановки проблемы до программы выхода из ситуации.

  14. Диалог и полемика как элемент литературной работы журналиста.

  15. Особенности комментария.

  16. Прогноз, гипотеза, версия: характерные особенности для различных групп жанров.

  17. Аргументация в журналистском тексте.

  18. Исповедь в современной прессе. Методика беседы. Житейская история.

  19. Эксперимент как метод литературной работы журналиста и жанр.

  20. Эссе. Обозрение. Специфика композиции, тематики, метода осмысления проблемы.

  21. Рецензия: характерные особенности журналистской оценки информационных явлений.



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Акишина А.А. Структура цельного текста. М., 1979.

Ампилов В.А. Современный газетный очерк. Минск, 1972.

Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья – жанры публицистики. М., 1972.

Беневоленская Т.А. Портрет современника: Очерк в газете. М., 1983.

Березена В.Г. Жанр годового обозрения литературы в русской журналистике первой половины XIX в.// Русская журналистика XVIII-XIX вв. Л., 1969.

Бойко К.Г. Репортаж в газете. М., 1964.

В творческой лаборатории журналиста// Сост. В.М.Кривошеев. М., 2010.

Верховская А.И. Письмо в редакцию и читатель. М., 1972.

Виленский М.Э. Как написать фельетон. М., 1982.

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

Газетные жанры. М., 1971.

Герхард М. Искусство повествования. М., 1984.

Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.

Горохов В.М. Критика и библиография в газете. М., 1970.

Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1984.

Гребенина А.М. Обзор печати: Проблемы теории жанра. М., 1980.

Гуревич С.М. Репортаж в газете. М., 1963.

Дзялошинский И.М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества// Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 1999.

Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969.

Здоровега В.И. В мастерской публициста. Киев, 1966.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

Кашинская Л.В. Метод наблюдения в журналистике. М., 1987.

Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности// Вестник МГУ. Серия Журналистика. 1986. № 6.

Киш Э. Опасный жанр литературы// Репортажи. М., 1964.

Колосов Г.В. Поэтика очерка. М., 1977.

Конторович В. Заметки писателя о современном очерке. М., 1973.

Коппервуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. М., 1998.

Крикунов Ю.А. Рецензия в газете. М., 1976.

Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. Воронеж, 1975.

Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров// Основы творческой деятельности журналиста/ под ред. С.Г.Корконосенко. СПб, 2000.

Крол Н. Руководителям и бизнесменам нужны журналисты-аналитики//Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 1999.

Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1985.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

Магай И.П. Структура произведения журналиста// Проблемы теории печати. М., 1975.

Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1973.

Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. М., 1977.

Мезенцев М.Т. Особенности недокументального очерка// Филологические этюды. Ростов-на-Дону, 1974.

Мучник Б.С. Человек и текст. М., 1985.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2003.

Пельт В.Д. Обзор печати. М., 1980.

Пельт В.Д. Информация в газете. М., 1980.

Померанц Г. Фельетонизм и Касталия // Журналист. 1999. № 12.

Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.

Проблемы информации в печати. М., 1971.

Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М., 1980.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002.

Прохоров Е.П. Публицист и действительность. М., 1973.

Прохоров Е.П. Публицистическое обозрение. М., 1963.

Прохоров Е.П. Эпистолярная публицистика. М., 1966.

Прохоров Е.П. Журналистика. Государство. Общество. М., 1996.

Роот А.А. История жанра передовой статьи. Казань, 1980.

Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. М., 1979.

Симкин Я.Р. О публицистической пародии// Филологические этюды. Ростов-на-Дону, 1974.

Симкин Я.Р. Сатирическая публицистика. Ростов-на-Дону, 1976.

Солганик Г.Я. О языке газеты. М., 1999.

Солганик Г.Я. Стиль репортажа. М., 1970.

Солганик Г.Я., Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров. М., 1978.

Социальная практика и журналистский текст. М., 1990.

Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

Стюфляева М.И. Публицистический анализ// Журналист. 1998. № 1.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002.

Тертычный А.А. Аналитический инструментарий журналиста// Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 1999.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М., 2010.

Тертычный А.А. Гипотеза – обманчивый союзник// Журналист. 2001. № 4.

Тертычный А.А. Комментарий – чуткий жанр// Журналист. 2001. № 5.

Тертычный А.А. Предъявите ваши аргументы// Журналист. 1998. № 7.

Тертычный А.А. Проблемное выступление// Журналист. 1998. № 5.

Тертычный А.А. Быть обозревателем// Журналист. 1999. № 1.

Тертычный А.А. У полемики свои законы// Журналист. 1999. № 10.

Тертычный А.А. Версия – инструмент журналиста// Журналист. 1999. № 11.

Тертычный А.А. Письма пишут разные// Журналист. 1999. № 12.

Тертычный А.А. Эксперимент – дело тонкое// Журналист. 2000. № 1.

Тертычный А.А. Исповедь// Журналист. 2000. № 2.

Тертычный А.А. В жанре Кассандры // Журналист. 2000. № 3.

Тертычный А.А. Сатиры острая стерла//Журналист. 2000. № 4.

Тертычный А.А. Дать совет совсем не просто// Журналист. 2000. № 5.

Тертычный А.А. Такие вот истории… // Журналист. 2000. № 8.

Тертычный А.А. Тяжела ты, шапка рецензента// Журналист. 2000. № 6.

Тертычный А.А. У беседы свое лицо// Журналист. 2000. № 9.

Тертычный А.А. Журналистское расследование. М., 2000.

Ткачев П. Сатиры злой звенящая струна… (о памфлете). Минск, 1980.

Уемов А.И. Логические ошибки. М., 1975.

Уроки Аграновского. М., 1976.

Ученова В.В. От вековых корней. М., 1985.

Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976.

Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров// Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1976.

Феллер М.Д. Структура произведения. М., 1981.

Черепахов М.С. Работа над очерком. М., 1966.

Черникова Е.В. Литературная работа журналиста. М., 2007.

Шандра В.А., Попова М.Ф., Макашина Л.П. Аналитические жанры газеты. Екатеринбург, 1996.

Шкловский В. Возвышающая пародия// Вопросы литературы. 1975. № 2.

Шостак М.И. Диалог и полемика// Журналист. 1998. № 2.

Шостак М.И. Ироничный журналист// Журналист. 1999. № 5-6.

Шостак М.И. Картинки репортера// Журналист. 1997. № 10.

Шостак М.И. Набросок портрета пером журналиста// Журналист. 1998. № 4.



Шумилина Т.В. «Не могли бы вы рассказать?». Метод интервью в журналистике. М., 1976.









Может, любовь и вправду болезнь, но, увы, не заразная. Жарко Петан
ещё >>